Чтобы сделать исключение из правила, должно быть правило

Исторические условия всегда менялись. И в наше время есть страны, где браки заключаются только через конфессию. Я недавно был в Ливане, там нет государственной регистрации брака, эта функция передана конфессиям, признанным государством. Так же было в царской России.

Правильно отмечается, что в раннехристианской Церкви так не было. И мы сейчас живем в такое время, когда Церковь и государство отделены. И поскольку мы живем в такой период, то считаю абсолютно необходимой государственную регистрацию, потому что иначе совершенно очевидна нечестность намерений. Люди не хотят брать на себя ответственность по закону.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

Допустим, в Ливане или в царской России венчание и есть закон. Поскольку религия имела государственный характер. А если супруги не хотят нести ответственность по закону, то такие люди еще не готовы к браку.

Никаких причин для венчания без регистрации брака быть не может, кроме лукавства. Иногда выдвигаются причины экономического характера – не хотят платить налоги или еще что-нибудь, хотят иметь от государства льготы, которые причитаются людям, не находящимся в браке, например, матерям-одиночкам, но хотят быть при этом в браке и быть участниками таинства причащения. Это означает, что свой брак они сами не ценят, не доверяют до конца друг другу.

Кстати, Послание Римлянам, 13 глава: противящийся власти противится Божьему учреждению. Говорят: а что там штамп в паспорте. Штамп, может быть, и ничего, а вот кто противится власти – противится Богу. Церковь всегда признавала священное право власти, даже если эта власть безбожная. Новый Завет написан в условиях языческой власти, враждующей с христианством.

Бывают случаи, когда брачующиеся – граждане разных государств, или еще какие-то сложные обстоятельства. Но для того чтобы сделать исключение из правила, должно быть правило. Если его нет, то дается зеленый свет лукавству и безответственности.

Дети додны быть зачаты в венчанном браке

Честно говоря, не понял оговорок про длительное расставание супругов и прочее. Думаю, что в этих случаях – например, предстоящего участия в военных действиях – надо им и срочно зарегистрироваться, думаю, можно в загсе договориться. Исключения из правила нельзя делать правилом. В каноническом документе такого быть не должно.

О беседах перед венчанием. Если бы мы наконец созрели для того чтобы осознать крещение как рождение свыше от воды и Духа, то у нас совсем другое сложилось бы отношение к оглашению или его отсутствию. Человек уверовал – вот, евнух едет в Эфиопию, Филипп его крестит, длительного оглашения нет. Но ведь он уже читал пророка Исаию!

Сама система огласительных бесед перед крещением – это, во-первых, упорядочивание регулярной практики, а с другой стороны – уступка некой формализации. Бесед может быть и три, и восемь, и двенадцать, но они тоже могут пройти формально. Тем не менее необходимо что-то предлагать и требовать, иначе останется беспредел, который мы имели в течение всего советского времени и постсоветского во время перестройки.

Оглашение перед венчанием считаю необходимым, венчаемых вместе с крещаемыми я всегда наравне оглашал. Вот у нас группа готовится к крещению, и среди них же и те, кто готовится к венчанию. То есть беседы те же самые, но с теми, кто готовится к венчанию – еще отдельные беседы по поводу брака.

Люди часто приходят из мира, решив, что если они повенчаются, то брак будет то ли крепче, то ли ссор будет меньше или вообще какие-то суеверные представления. И ужасный результат. Наши бедные архиереи только и успевают два основных действа благословлять – расторжение браков и отпевание самоубийц. Ну, нельзя же больше так! Поэтому оглашение перед браком должно быть обязательно.

Почему государство находит нужным давать срок на раздумья перед регистрацией? А тут пришли, в кассу внесли деньги, батюшка, беги, венчай. Ведь практика показала, что очень многие браки распадаются, несмотря на то, что они венчаны.

Мы еще не дозрели до того, чтобы давать испытательный срок перед венчанием, а это было бы абсолютно правильно. Это прописано, кстати, во всех дореволюционных книгах, там был так называемый благочиннический розыск, было понятие помолвки, когда два человека перед общиной, приходом объявляют, что намерены создать семью. И вот с этого только времени считалось приличным, что они могут ходить под руку, что они вообще бывают вдвоем, не ночью, конечно.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

В документе об этом не говорится, но к этому тоже надо прийти, что должно быть некое испытание перед венчанием. Я знаю такие примеры: один раз молодые ждали год – кстати, превратились в батюшку и матушку.

Вообще люди любят, когда их уважают, и когда то, что делается, делается всерьез, а не абы как-нибудь. Думаю, что лучше, когда брак заключается в Церкви, а в загсе этот факт регистрируется. Но в наше время к этому в большинстве случаев никто не готов.

В пункте о поводах к разводу почти воспроизводится Социальная концепция РПЦ. Уже тогда это вызвало большое смущение у многих, а у недоброжелателей – злорадство. Они говорят: «Ну и что? Христос сказал: кроме вины любодеяния. А у вас – десять причин».

Так, например, нас виссарионовцы спросили: «Ваш собор, который это принимал, он в Духе Святом был? Как это согласовать со словами Христа?»

По Евангелию есть только одна причина (ну, ещё – противоестественные пороки). А, например, «отпадение от Православия»? Повенчались молодые люди, муж увлекся восточными практиками – и всё, она имеет право с ним разводиться? Считаю это совершенно неправильным пунктом. По апостолу Павлу (седьмая глава к Коринфянам), только в том случае, если он не согласен, говорит: я с православной жить не буду. Тогда да. А если он от семьи не отказывается, то развод с нашей стороны должен быть запрещен.

Поэтому этот пункт не должен пройти без оговорок и изменений.

Пункт «монашеский постриг» меня всегда смущал. Подвиг подвижничества никому не запрещен, но зачем постриг в отмену обета таинства? Отец Николай с острова Залит – ясно, что святой, но остался протоиереем. Хотя по всем позициям он именно преподобный. Зачем нужен развал семьи под видом монашеских устремлений?

Я встречал ситуацию, когда супруги принимали монашеский постриг и жили дальше под одной крышей. Это что? Мне кажется, это какие-то игрушки. Хочется умереть схимником.

Этот пункт нужно очень сильно продумать. И должны думать монашествующие.

Теперь о таком поводе, как неспособность к брачному сожительству. Христос допустил только один повод к разводу – измену. Он не сказал: если один из супругов захочет монашеской жизни или оскопил себя. Должно быть правило, и могут быть исключения, но здесь исключения сделали правилом. Это недопустимо.

Допустим, придет жена к архиерею и скажет: муж оскопил себя. И тогда пусть епархиальный совет или церковный суд рассмотрит этот вопрос, и в качестве исключения допустит развод. Но тогда будет известно, что произошло исключение из правила.

То же самое про СПИД, сифилис и проказу.

Алкоголизм: ну что, не было алкоголиков во времена Христа? О пьянстве часто упоминается в Новом Завете. И поэтому Христос мог бы сказать: кроме вины пьянства. То же касается и душевных болезней. Однако Господь не указал на это, как на оправдание развода.

Инославные нам порой указывают, что вы вовсе не христиане, потому что придумываете сами, что вам придет в голову. Может, и неплохо придумываете, но только уже не называйте себя христианами. Потому что этого Христос не заповедал.

Раньше в правилах не было этого: например, про долгое безвестное отсутствие, а в пастырском богословии все это было. Злонамеренное оставление без прелюбодеяния – это, может, один случай из десяти тысяч. Если такое приключится – пусть тогда и рассматривает церковный суд.

Если муж заставляет жену делать аборт – жена должна отказывать. Тогда муж решает – живет он с такой женой или нет. И тогда вступает в силу 7 глава к Коринфянам. И если произойдет развод, то не потому, что это можно, а потому что муж сам сказал: я с такой женой жить не буду. То есть мы не на себя должны взять это решение, а оставить ему. А на себя мы должны только взять соблюдение заповеди. Не делать аборт в любом случае.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

Конечно, если муж избивает жену, мы не можем заставить ее терпеть: мол, убьет, значит, такова воля Божья. Лично я думаю – она может от него уйти, но замуж-то она не должна уже выходить. Потому что здесь нет вины любодеяния. Терпеть побои она не смогла, и она имеет право их не терпеть, но это не значит, что она имеет право снова выйти замуж.

На практике все говорят про развенчивание. Приходят: «А вот меня владыка развенчал». «Владыка снял венцы». Что Бог сочетал, человек да не разлучает, и ни Владыка, никто не может снять венец. Нет таких сил. А единственное, что может быть, это одна из сторон, а может быть, даже и обе нарушают заповедь Божью, и тогда надо не венцы снимать, а виновного отлучать от Церкви.

Совсем другая тема появится. Допустим, муж изменил жене, мужа за это от Церкви отлучили, а жена в таком случае по Евангелию имеет право на повторный брак, но десять раз пусть подумает. Может, лучше дать мужу шанс на покаяние и восстановление семьи.

Церковь вообще не имеет права разводить, нет такого. Надо что-то делать, возвращать практику отлучения. Придумали снятие венцов или более культурно – «бракорасторжение». А люди-то и вовсе по лукавству говорят, что теперь нас по канонам можно развести. Возможно разрешить второй брак в тех случаях, когда разрешил Христос, – это вдовам (у апостола Павла сказано, что вдова или вдовец могут создать семью) и по вине любодеяния. Если муж бросил семью и ушел к другой – она имеет право на второй брак. Все остальные случаи только в порядке исключения.

Предлагаем ознакомиться  Письмо о полном исполнении обязательств по кредиту

А то, что виновной стороне можно венчаться после покаяния и епитимьи – это вообще откуда взялось? Этого никогда не было, это новое. Ну, понятно, в 28 лет муж изменил жене, в 35 лет он серьезно обратился к Богу, покаялся, монашество принимать не хочет, да и по факту уже живет с другой, и дети есть. Что делать? В таком случае: он заключает государственный брак, венчать его нельзя. Так нас и учили.

Брак должен быть только один

Дети додны быть зачаты в венчанном браке

Брак как духовное единство установлен Господом еще в раю. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

В Ветхом Завете после грехопадения смыслом брака было продолжение рода. Каждый надеялся, что именно в его роду когда-то воплотится Спаситель. Отсутствие детей считалось Божией карой за грехи. В библейской истории есть свидетельства о том, что некоторые евреи имели наложниц, бывали случаи развода. Но, даже несмотря на это, семья как неразделимый союз двух людей оставалась образцом.

С пришествием Христа нравственные требования к хранению душевной чистоты в браке возрастают: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 27–28). В Новом Завете высшим стремлением названо бесстрастие и целомудрие, но брак указан как посильный для всех  путь ко спасению.

Широко известно упоминание в Евангелии момента, когда Господь Исус Христос почтил своим присутствием брак в Кане Галилейской. Как пишет блаженный Августин, «Христос явился на брак (в Кане), чтобы подтвердить, что Он Сам в Раю установил брак».129 Упоминание о столь рядовом житейском, казалось бы, событии свидетельствует о его огромной значимости.

Изначально браком считался союз мужчины и женщины, признанный в обществе. Специальных молитв на благословение брачного союза в первые века христианства не было. Принявшие крещение новоначальные христиане с полной ответственностью принимали заповедь «не прелюбодействуй» и призыв апостола к непорочной жизни супругов:

Дети додны быть зачаты в венчанном браке

Наиболее раннее упоминание об участии Церкви в заключении брачного союза встречается у св. Игнатия Богоносца, он пишет: «Тем, которые женятся и выходят замуж, подобает заключать союз с ведома епископа, чтобы брак был о Господе».3 Однако, по- видимому, в то время это было скорее поместным, нежели всеобщим правилом.

Позднее знаком благословения брачного союза стало считаться присутствие на брачном пире священнослужителя. Есть свидетельства того, что во времена св. Иоанна Златоуста священнослужители читали молитву на благословение брака. Брачная же церемония и тогда еще была неким гражданским актом и проводилась по традиции того общества, в котором жили супруги-христиане.

Мирские развлечения на свадьбе не всегда оказывались совместимыми с требованиями христианского благочестия, однако, даже при заключении брака между христианами, не все и не всегда могли от них отказаться. Поэтому возникла нужда разграничить мирскую часть торжества бракосочетания и церковную, при этом последней отдавалось явное предпочтение. Для благословения супруги стали приходить в церковь, и церковная церемония окончательно отделилась от светской, став в IV–VI веке чином венчания.

Название «венчание» происходит от слова венец. Венец был свадебным символом еще до возникновения христианства. Венец как символ победы над плотью встречается в творениях Златоуста: «Им (молодым) возлагают на главу венцы, ибо они не побеждены и следуют к брачному ложу, не будучи побежденными похотью.

Первое и самое важное условие — добрая воля, чистая совесть и искренние намерения жениха и невесты, их обещание взаимного уважения и доверия. Вторым важным условием является благословение: каждой из сторон следует заручиться благословением на вступление в брак от своего духовного отца и от своих родителей (или старших в семье). В прошедшие времена благословение родителей часто бывало определяющим в вопросах выбора супруга и вступления в брак.

Глубокие личные чувства между брачующимися не считаются обязательным условием (как и не считается оправданным в вопросе вступления в брак полагаться только на чувства). Если такие чувства возникли между женихом и невестой или придут к ним впоследствии — это воспринимается как дар Божий и проявление того, что мы называем «семейным счастьем»;

но важно следить, чтобы даже большие личные чувства не заслонили Господа и общую задачу супругов — вместе идти по пути Спасения. Если ярких личных чувств между брачующимися не возникло или они быстро угасли — это не повод унывать, но надо стремиться наполнять свою душу христианскими добродетелями, трудиться над христианским воспитанием детей и благодарить Бога за то, что Он избавил нас от одиночества.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

В любом случае, серьезным фундаментом христианского брака должны быть добрые христианские качества обоих супругов; все эмоциональное и чувственное — ненадежно и преходяще, и потому оно отодвигается на второй план. 

Будущие муж и жена не должны быть родственниками — церковные правила подробно регламентируют допустимые степени родства.  

Таинство, как правило, совершает священник, являющийся духовным отцом жениха и невесты. Если же это по каким-то причинам невозможно, обвенчать молодую пару может любой священник. Однако благословение духовного отца на брак является непременным условием. 

Брак обычно совершается в присутствии свидетелей. 

Минимальный возрастной порог для вступающих в брак девушек — 14 лет, для юношей — 16. Если до 45 лет мужчина сохранил целомудрие и не создал семью, Церковь призывает его к дальнейшему воздержанию. Максимально допустимой разницей между супругами считается 13 лет, если мужчина при этом старше женщины.

Иногда жених и невеста приходят к венчанию, имея на руках гражданское свидетельство о браке. Бывает, что свидетельство из ЗАГСа и штамп в паспорте супруги получают уже после того, как состоится их венчание в церкви. 

Христианин прибегает к таинствам после соответствующей духовной подготовки в то время, когда это потребно для него. Существуют обычаи прибегать к исповеди и причастию во время поста, потому что пост располагает к покаянию и приготовляет душу и тело к принятию Тела и Крови Христовой. Сегодня, как и в древности, в некоторых приходах взрослые принимают крещение по завершении Великого поста перед Пасхой Христовой.

Дети додны быть зачаты в венчанном браке

Однако в случае необходимости исповедь, причастие, крещение и другие таинства совершаются вне зависимости от постов и праздников. Таинство брака при этом является исключением. Начало семейной жизни несовместимо с постом и великими церковными торжествами, когда Церковь призывает отвлечься от всего плотского и земных попечений и погрузиться в молитву.

(даты даны по старому стилю) 

— Святки — с 25 декабря по 6 января включительно.  

— По вторникам, четвергам и субботам (т.е. накануне среды, пятницы и воскресения в течение всего года).  

— Накануне двунадесятых, храмовых и великобденных праздников.  

— В Неделю мясопустную и седмицу сыропустную.  

— Во все посты и в загoвения на пoсты.  

— На Светлой (Пасхальной) седмице.  

— В праздник Усекновения главы св. Иоанна Предотечи (29 августа).  

— В праздник Воздвижения Честна́го и Животворящаго Креста Господня (14 сентября).  

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

17 февраля (ст. ст.) — Вселенская (Мясопустная) родительская суббота.  

24 апреля (от обычая) — вторник Фоминой седмицы (Радоница).  

2 июня — Вселенская (Троицкая) родительская суббота.  

20 октября — Димитриевская родительская суббота.  

У меня вызывает смущение пункт, в котором говорится о запрете на венчание после трёх венчанных или зарегистрированных в загсе браков, бывших «после крещения». А если до крещения был женат трижды, то после можно и четвертый? Крещение совершается во оставление грехов или дает им «зеленый свет»?

Я не понимаю, почему крещение вдруг разрешает после трех браков еще три раза вступать в брак. Когда блаженный Августин крестился, он не находил для себя другой возможности жить, кроме как в монашестве. Потому что до этого у него был грех. Он отнесся к себе максимально строго и свято.

Но люди к этому бывают не готовы. Получается так, что после крещения мы позволяем им начинать все с нуля, с чистого листа. Я не готов ответить тут твердо, но по-настоящему брак должен быть только один. От Бога только один брак, а все остальное, как Христос сказал: по жестокосердию вашему Моисей вам разрешил.

Я думаю, что это должно быть где-то оговорено. Но поскольку мы имеем такую ситуацию, какую имеем, то чтобы не сделать христианство невозможным для многих людей, может быть, им надо позволять после крещения начинать с нуля.

Когда я прочитал впервые правило Василия Великого о возрастном цензе, то я удивился, и как-то внутренне с ним согласился. Но это писалось в то время, когда люди в большинстве своем с этим соглашались. В наше время люди настолько расслабленны, что возможны исключения из правил, но правила какие-то должны быть.

В Библии этих ограничений нет. Василий Великий их пишет в четвертом веке, т.е. триста лет этого правила не было. Подозреваю, что это правило во все времена нарушалось. Сейчас оно, пиши – не пиши, будет нарушаться. Но оно всё-таки должно быть написано, с припиской об исключении из правила по благословению архиерея.

Церковное право будет молчать до тех пор, пока не заговорит крещальная практика

Основная проблема в том, чтобы человек прочувствовал то, о чем говорится в преамбуле к проекту документа, что венчание – это создание домашней Церкви. Женятся все – и язычники, и конфуциане, и православные, и буддисты, мусульмане, а вот домашняя церковь – это церковная практика. Возвысить людей из мира до такого понимания – это, конечно, проблема. Если люди воцерковленные – они это воспринимают хорошо, легко и радостно.

В раннее время своего служения я был очень настойчив, требовал венчания от людей, а сейчас я скорее отговариваю, чем уговариваю. Это уже результат обретенного опыта.

Я не то что отговариваю, я задаю вопросы: готовы ли вы к совместной молитве, к совместному причащению. А ведь по уставу венчание вообще должно быть на венчальной литургии. Чин венчания содержит в себе некоторые литургийные моменты, которые свидетельствуют о том времени, когда венчание, так же, как ныне рукоположение, совершалось внутри таинства литургии. Они должны быть к этому готовы, так что это не отговаривание, а уговаривание – но не к венчанию, живя мирски, а к христианской жизни.

Для венчания оба должны быть воцерковленными христианами. Иначе пусть лучше они живут честно, законно – это брак, Церковь это не называет блудом. Но часто мужу Бог не нужен, Церковь не нужна, в лучшем случае он не возражает, чтобы верующей была жена, а в худшем – еще весьма этим недоволен: мол, верь в душе и не до фанатизма. Ну, зачем такие венчания?

Предлагаем ознакомиться  Образец распоряжения об увольнении сотрудника по собственному желанию

У нас порой сама ситуация патологична, но ее патологичность вызвана несовершенством не браковенчальной, а крещальной практики. Мы крестить должны только при рождении свыше, мы не должны крестить непонятно кого. А когда мы крестим непонятно кого, у нас все эти странные проблемы потом возникают уже внутри Церкви. Возникает странная ситуация, что мы уже сами не хотим венчать наших крещеных людей. А их не то что венчать – их крестить не надо было.

Простите, у баптистов таких проблем нет. Они таких не крестят, поэтому у них нет таких проблем по поводу бракосочетания.

В колонии строгого режима, впервые придя, спрашиваю: поднимите руки, кто крещеный. Половина поднимает руки. Это все рецидивисты: воры, грабители, убийцы. Они крещеные, их никто не отлучал. А апостол Иуда говорит: таковых даже одежды гнушаться. Согрешившего надо любить, протянуть ему руку, но он должен знать, за какие грехи от церкви он может быть отлучен. Это все прописано в каноническом праве.

То есть за счет такой огульной крещальной практики мы пришли к тому, что у нас каноническое право уже много веков молчит. Даже светское государство не терпит грабежа, убийства и так далее, таких людей изолируют. Но Церковь их не изолирует, не отлучает, они живут в сознании, что они крещеные, православные.

Вхождение в Церковь – это рождение свыше, а у нас это воспринимают как обряд, в обряде почему бы не поучаствовать? Оттуда и проблемы.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Выход есть: чем каноничнее, духовнее, благочестивее мы будем совершать крещение, тем меньше у нас будет проблем потом. Церковное право будет молчать до тех пор, пока не заговорит крещальная практика.

Венчаться надо в своих приходах, я согласен с этой формулировкой. Человек не во время отпуска где-нибудь на берегу Черного моря должен забежать в шортах в храм и там покреститься, повенчаться. Это надо вообще прекращать.

Как можно венчать людей, которые неведомо откуда? Венчаться могут прихожане или, если по неким причинам они хотят венчаться в другом месте, им нужно иметь свидетельство от своего прихода. И это раннехристианская практика. Епархия или приход такому человеку, который прихожанин в Екатеринбурге, но хочет венчаться в Тюмени, дает справку или свидетельство о том, что он находится в мире с Церковью, в евхаристическом общении, и Церковь не возражает против его венчания в другом месте. Но это будет исключением из правила.

Что касается пункта о запрете венчания из-за разных степеней родства, то мне кажется, здесь чрезмерный акцент на эту тему. В моей практике подобный вопрос не возникал вроде бы ни разу. Чаще всего люди, состоящие в каких-то степенях родства, не стремятся к браку.

А то, что от кровосмешения надо оградить, – это правильно, это и медицина скажет. Категорически возбраняется до четвертой степени – это двоюродные братья и сестры. А уже дальше – тут и говорится: «с благословения». Троюродным, например, я считаю, надо советовать всячески этого не делать. Но на усмотрение епархиального архиерея.

Непонятно, почему два брата не могут жениться на двух сестрах: один успел, а другой – нет? Думаю, в этом вопросе будут послабления, если они будут соборно приняты, то греха в этом не будет. В Библии этот вопрос не оговаривается. Я знаю семьи, где братья женаты на сестрах, – очень хорошие семьи. Ещё учась в семинарии, я удивлялся, почему такие строгости в этом отношении. Этот вопрос нужно изучать, откуда пошла такая практика. Я не знаю, почему такие жесткие ограничения, но я приму то, что будет принято.

Вопрос «допустим ли брак между восприемниками» мне кажется второстепенным – надо главные вопросы решать. В этих вопросах я поступаю больше по послушанию: сказали «не надо», значит, не надо. Но не вижу тут особой проблемы. Понятно, что восприемник не женится на крестнице или на её матери – это запрещено канонами, а всё прочее не принято. Как пишет апостол Павел: «А у нас не принято».

Это надо свести к уровню обычая: есть канон, устав, а есть обычай.

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания

Чтобы определиться, где венчаться, можно пройтись по разным храмам и выбрать ту церковь, где вы чувствуете себя наиболее уютно. Для пышной, торжественной церемонии подойдет большой собор, для тихого, уединенного обряда — маленькая церквушка. Поскольку священник является важным действующим лицом обряда, стоит ответственно подходить и к его выбору.

На церемонию венчания нужно записаться заранее (за несколько недель). Также заранее стоит обсудить с батюшкой все вопросы: длительность венчания, что нужно с собой принести, можно ли проводить фотосъемку, др. Стоит учесть, что это платный обряд, но в одних храмах установлена его точная стоимость, в других предусмотрены добровольные пожертвования.

Выбор поручителей

Двоих поручителей (свидетелей) выбирают, как правило, из близких. Стоит учесть, что они должны обязательно быть крещеными. Не разрешается брать в поручители разведенных супругов, пару, живущую в незаконном, «гражданском» браке. Их духовные обязанности похожи на обязанности крестных: они должны духовно руководить создаваемой семьей.

Выбор наряда

  • Невеста

    Подвенечное платье невесты должно быть не выше колен, должно закрывать плечи и желательно руки, не должно иметь глубокого декольте (можно использовать длинные перчатки, накидку, болеро, ажурную шаль, палантин, др.). Желательно отдавать предпочтение наряду светлых тонов, от темных и ярких (фиолетового, синего, черного) стоит отказаться. Не подойдут для церемонии сарафаны и брючные костюмы. Голову невесте обязательно нужно покрыть. Учитывая, что во время церемонии на молодых одевают церковные короны (венцы), не стоит покрывать голову невесты большой шляпой, так как она будет смотреться неуместно.

    Обувь можно надевать любую, однако при ее выборе следует учитывать, что в ней придется стоять довольно долго, поэтому от неудобных туфлей на каблуках лучше отказаться. Чтобы определиться с прической, желательно заранее уточнить у батюшки, венцы будут одеваться на голову либо их будут держать поручители. Макияж невесты не должен быть слишком заметным, также стоит помнить, что с накрашенными губами запрещается целовать венец, крест, икону.

    Считается, что подвенечное платье нельзя дарить либо продавать. Его необходимо хранить вместе с крестильными рубашками, венчальными свечами, иконами.

  • ЖенихДля венчания жениху подойдет строгий костюм. Особых запретов относительно цвета к костюму не предъявляется. Не стоит приходить в церковь в повседневной, джинсовой, спортивной одежде. Головного убора у жениха не должно быть.
  • ГостиГости, заходя в храм, должны соблюдать требования, предъявляемые для всех прихожан: для женщин — одежда закрытого типа, головные уборы, нежелательны брючные костюмы, для мужчин — строгая одежда, без головного убора.Кроме того, все участники и присутствующие на церемонии венчания: невеста, жених, поручители и гости, должны обязательно одеть нательные крестики.

Для венчания потребуются:- кольца, которые нужно отдать священнику до обряда для освящения;- венчальные свечи;- венчальные иконы (изображения Христа и Богородицы);- белое полотенце-рушник (на нем молодые будут стоять во время обряда);- два платка (держать свечи).

Полотенце, на котором во время венчания в храме стояли жених и невеста, символизирует жизненную дорогу, поэтому его необходимо хранить и никому не отдавать. Также следует хранить венчальные свечи, которые можно зажигать при трудных родах, болезни детей.

Выбор фотографа

Важно учесть, что делать видео либо фотосъемку обряда венчания разрешается не во всех церквях. Поэтому стоит заранее обсудить с батюшкой этот вопрос. Учитывая, что освещение в храмах специфическое, желательно выбирать профессионального фотографа, который учтет нюансы съемки, сможет выбрать правильные ракурсы, сделать качественные снимки, передающие атмосферу храма и величие обряда венчания.

Сегодня брак — одно из семи таинств христианской церкви. Оно совершается над христианами. Будущие муж и жена непременно должны быть одного христианского упования. И этот, на первый взгляд, очевидный факт сегодня приобретает особую значимость и требует особого внимания. Очень часто задают вопрос: «Можно ли венчаться в церкви РПЦ?

Что делать, если один из супругов тоже христианин, но не старообрядец». Вступающим в брак стоит понимать, что церковное таинство может совершаться только над двумя исповедующими истинное православие людьми, то есть над людьми, крещенными по святоотеческим канонам, ведущими христианский образ жизни, имеющими духовного отца, регулярно бывающими на исповеди, то есть людьми, живущими в Церкви.

И если один из будущих супругов еще не является старообрядцем, то прежде заключения брака необходимо сначала решить вопрос о принятии крещения или довершить уже совершенное погружение миропомазанием. «Вторая половина» тоже должна стать чадом старообрядческой церкви и лишь тогда может встать вопрос о венчании.

Логично и правильно, если это именно так, а не наоборот. Христианин-старообрядец, осознанно пренебрегающий своим пребыванием в Церкви Христовой и добровольно прибегающий к участию в совершении таинств в любой иной конфессии, не имеющей молитвенного общения с Церковью, таким образом отделяет себя от Церкви. В последующем, если этот христианин пожелает возвратиться в Церквь, он подлежит чиноприему согласно церковным канонам.

В наше время существует множество случаев «невенчанных» и «смешанных» браков, когда по недостаточной осведомленности сожительство двух даже когда-то в детстве крещенных, но не придавших этому должного значения, людей начинается без церковного благословения или после заключения брака в другой конфессии.

Дети додны быть зачаты в венчанном браке

Если христианин вступает в сожительство без церковного благословения (с кем бы то ни было), это для него грех блуда, и этот грех врачуется по соответствующим церковным правилам. Если же христианин-старообрядец вступает в брак с иноверцем по обычаям чужой конфессии — это для него грех отпадения от Церкви, законность такого брака требует отдельного рассмотрения.

Существует также такое явление, как второй брак, когда «ради человеческой немощи» в брак вступают два овдовевших или получивших церковный развод человека. Такой семейный союз также совершается с церковного благословения, при этом супругам непременно дается епитимья. Редки, но все же существуют случаи третьего брака, что является крайне нежелательным.

Нужно прославить семью

Рецепт крепкого брака только один – жить по Евангелию. Будут трудности, будут искушения, но Господь же будет и помогать их преодолевать.

Для меня образец благочестивой семьи – семья моих родителей. Это первое впечатление, с которым я появился на свет, а потом имел счастье в этом вырасти. А потом я видел еще много благочестивых семей. И, к счастью, нынешние молодые люди тоже создают благочестивые семьи, знаю таких и среди тех, кого сам венчал.

В наше время было бы очень актуально прославить семью. Вот у нас есть преподобные, мученики, святители, но у нас нет святой семьи. Вот у нас в храме всегда с одной стороны на аналое икона храмовых святых, а на другой стороне лежит икона Святого Семейства. На стене висит икона Петра и Февронии. Царская семья у нас прославлена как страстотерпцы, а я вот думаю, что их можно было бы прославить еще и как святое семейство.

Хорошо прославлять людей, которые 46 лет простояли на столпе, но ни один из наших прихожан, священников, монахов столько лет на столпе стоять не будет. А вот браки заключает подавляющее большинство наших прихожан и священников. Очень важно говорить о святости семьи. О том, что семья – это путь к Царству Божьему, а не какой-то тормоз на этом пути. У нас некоторые ревностные прихожане страдают от того, что они вот «залетели», создали семью.

Как-то прихожу в дом. Хорошая молодая семья, но лица мрачные, невеселые. Почему? Показывают свадебные фотографии – а они и там мрачные. Выясняется. Они были наставлены так, что брак – это только ради того, чтобы не было блуда. Нет сил быть монахом, ну ладно, как второй сорт – создавай семью. Семейные – второсортные.

Надо любить семью и прославить ее. Вот случай из западной практики. Женщине говорили, что ей рожать нельзя, что это опасность для ее здоровья, вплоть до летального исхода. Она тем не менее приняла решение ребенка родить, и она его родила, но как Рахиль при родах умерла. Ее причислили к лику святых.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

А у нас на приходе был такой случай, когда женщина родила девочку и умерла. Приходят муж и родные, просто поплакаться, ну и спрашивают: «Батюшка, а какое имя выбрать?»

Я спрашиваю: «А когда день кончины мамы (это же день рождения ребенка)? Давайте в календарь посмотрим, какие там имена в этот день».

Смотрим, а там имя совсем для нас непривычное: Митродора, а на русский язык переводится: дар матери. Мы аж остолбенели, друг на друга смотрим… И девочку назвали Митродорой, она – дар матери, которая подарила этого ребенка ценой своей жизни. И сейчас ребеночек уже подрастает.

Вот о таких вещах надо говорить, надо прославить святость брака! Чтобы и святые у нас прославлялись не только оставившие дом, а создавшие святой дом. Не несмотря, а благодаря семье стали святыми.

Подготовила Ксения Смирнова

Последовательность и символизм действий чина венчания

День венчания в любом случае остается в памяти на всю жизнь. Но чтобы глубже понять и прочувствовать его значимость и торжественность, необходимо подготовиться к нему заранее. Чин венчания содержит множество глубоких по содержанию молитв и мудрых наставлений. В последовательности действий священника и новобрачных заложен глубокий смысл, поэтому, прежде чем прибегнуть к таинству, хорошо было бы разобраться в смысле произносимых молитв и значении совершаемых действий. Ниже мы приведем общую последовательность и кратко расскажем о значении каждого из действий священника.

По благочестивой традиции, заключению брака предшествует недельный пост супругов, а накануне таинства жених и невеста приходят в храм на исповедь, чтобы с чистым сердцем начать новую страницу в своей жизни. Венчание совершается после литургии. Хорошо, если жениху с невестой удается попасть на литургию в храм, чтобы помолиться перед столь значимым для них событием.

Как и в прошлом, сегодня некоторые благочестивые христиане стараются не просто полностью помолиться службу, но за литургией причаститься Святых Христовых Таин. После службы, пока молящиеся расходятся из церкви и священник готовится к совершению Чина венчания, у молодых будет достаточно времени, чтобы облачиться в праздничные одежды и подготовить все необходимое.

Перед началом венчания новобрачные приносят и отдают священнику кольца, свечи, повойник, подножие, чашу (рюмку) для вина, небольшой платочек для того, чтоб накрыть соединенные руки новобрачных.  

По обычаю, шествие в храм бывает с пением в преднесении икон. Иконы, обычно это иконы Спасителя и Богородицы, полагаются на чистый плат — рушник — и вручаются кому-либо из благочестивых людей, чаще юноше и девушке или детям. Несущие иконы идут впереди, следом за ними — жених с невестой и гости. Ради торжественного события жених и невеста одеваются в праздничные одежды.

Сегодня нередко молодые люди венчаются в «гражданских» нарядах — в костюме и платье. Допустимо и такое, однако следует помнить, что одежды эти должны быть приличными и подходить для богослужения. Для невесты недопустимо глубокое декольте, короткие рукава, оголенные плечи. Неуместными будут также фата и яркий макияж.

Жених и невеста с пением молитв вводятся в храм. Жених при этом поставляется по правую, а невеста по левую сторону. Такой порядок соблюдается в храме во время любой службы, сохраняется он и при венчании: муж — как поставленный Господом глава жены и в порядке стояния первенствует пред женой и потому стоит справа.

По обычаю всякого молитвословия, все присутствующие молятся приходные поклоны (семипоклонный начал). Начинается первая часть таинства — обручение. Она совершается в западной части храма, близ входа или даже в притворе. Жениху и невесте вручаются свечи в знак «божественного просвещения и веселия» (блаж. Симеон).

Зажжённые свечи в руках жениха и невесты служат символом супружеской любви и целомудрия. Ярко горящие в руках свечи говорят о том, что сегодняшний их приход в церковь за благословением вполне искренен и не имеет под собой корыстных и расчетливых побуждений. Супруги обязуются поддерживать в душах друг друга пламень любви к Богу и Церкви, которая сегодня благословляет их на совместную жизнь.

Дети додны быть зачаты в венчанном браке

В алтаре на престоле священник полагает два кольца. Прикосновение к престолу, на котором совершается божественная литургия, освящает кольца, а также свидетельствует о том, что жених и невеста обручаются не только по своему изволению, но испрашивают благословения Божия на свой союз. Кольца (или, как их именуют в молитвах, перстни) подтверждают согласие жениха и невесты впредь вместе идти по жизни.

Перстень, по древнему обыкновению, служит символом подтверждения некого договора — отныне новобрачные вверяют друг другу свои права, честь и спокойствие. И как неразрывен и не имеет конца круг кольца, так неразрывным и вечным будет союз этих двух людей. Священник от престола износит кольца, благословляет ими жениха и невесту и надевает кольца им на безымянный палец правой руки, затем он молится, чтобы Христос, от язык предобручивый Себе Церковь деву чисту, благословил и это состоявшееся обручение и сохранил обручающихся в мире и единомыслии.

В прошлом был распространен обычай отделять обручение от собственно венчания. В таком случае — если венчание решено совершать позже и отдельно — священнодействия и молитвы Чина обручения на этом заканчиваются. Но сегодня случаи, когда жених с невестой сначала обручаются, а венчаются спустя какое-то время, единичны, и обручение, как правило, переходит в венчание.

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

Если же сразу за обручением следует и венчание, то невесте прямо здесь, в притворе, надевается повойник (полотняная шапочка), а поверх повойника платок. Так невеста благословляется впредь всегда покрывать голову: в храме молиться в платке с повойником, а на людях быть в платке или ином приличном головном уборе.

Начинается венчание. Священник проводит пару в центр храма и поставляет их перед Святым Евангелием. Закон, оставленный Христом и записанный в Евангелии, это путеводитель для будущих супругов и руководство во всех их совместных действиях и отношении друг к другу и ближним.  

С пением псалма «Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его» (Пс. 127, 1) пара поставляется на подножье (2) (чистый белый плат) в знак того, что жених и невеста соблюли чистоту девства до брака. Слова 127-го псалма призывают супругов «ходить путями Божиими», то есть исполнять заповеди Его, и от того, как супруги будут вести себя в отношении к Богу и заповедям Его, будет зависеть их семейное счастье.

Дети додны быть зачаты в венчанном браке

В назидание новобрачным читаются послание апостола Павла к Ефесянам о совершенной любви в браке и Евангелие о первом чуде Христа, совершённом на брачном пире в Кане Галилейской. В молитвах священник просит Бога помочь супругам во всяком благом деле, сохранить целомудрие и чистоту, даровать им детей.

Устами священника в трогательных молитвах Чина венчания Святая Церковь воспоминает благословленные Самим Богом браки св. праотцев наших и призывает на брачующихся то же благословение Господне, коего сподобились они, молит Всевышнего сохранить вступающих в брак, как сохранены были Ной в ковчеге, Иона во чреве китове и три отрока в пещи вавилонской, даровать супругам единомыслие душ и телес, долгоденствие, венец неувядаемый на небесах, даровать от росы небесныя свыше и от тука земного, исполнить их домы пшеницы, вина и елея и всякие благостыни, дабы они могли, всякое самодовольство имуще, преподавать и требующим. Вместе с тем пастырь Церкви умоляет Господа помянуть и родителей жениха и невесты, ибо молитвы родителей утверждают основание домов.(ссылка)

Взяв в алтаре с престола венец, священник выносит его, благословляет им мужа и налагает венец на главу его, моля Господа славою и честию венчать жениха. Так же износится венец для невесты. Муж и жена становятся как бы царями дома, всего будущего потомства, обязуясь пользоваться этой властью разумно и во благо для всех.

Затем иерей, также от престола, выносит чашу с вином и трижды подает пить жениху и невесте в знамение единения в Боге. Отныне во все время последующей супружеской жизни все у них должно быть общее: одни желания и намерения, — и все они должны делить между собой пополам, — и счастье, и несчастье, и радости, и скорби, и труды, и покой, и подвиги, и венцы за подвиги. Чаша эта здесь же, в храме, разбивается, дабы никто никогда не пил из нее.

Накрыв соединённые руки жениха и невесты платочком, священник трижды обводит их вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Песнопением «Святии мученицы» брачащимся напоминают подвиг святых, претерпевших мучение и смерть ради заповедей Божиих.  

Затем священник разворачивает молодых лицом к людям и читает наставление о благочестивой супружеской жизни. Потом священник снова разворачивает их к алтарю и снимает венцы с головы жениха и невесты. Затем провозглашается многолетие новобрачным, после чего они прикладываются ко кресту (если жених с невестой пришли в храм с иконами, то прикладываются к этим иконам).

Дети додны быть зачаты в венчанном бракеhttps://www.youtube.com/watch?v=ytadvertise

После этого новобрачные вместе со всеми присутствующими совершают исходные поклоны, и первым поздравляет новобрачных священник, совершавший венчание. Затем они сами поздравляют друг друга и, обратившись к людям (на запад), принимают поздравления от гостей.