Требования к проводящей осмотр организации

Прохождение освидетельствования не занимает много времени. Оно проводится перед началом рабочего дня (рейса, смены) для оценки актуального состояния здоровья водителя и включает в себя:

  • Оценку общего состояния и сбор жалоб (анамнеза).
  • Измерение температуры тела, артериального давления и пульса, визуальную оценку цвета кожи и видимых слизистых.
  • Установление факта опьянения или остаточных явлений от приема токсических веществ (алкоголь, наркотики или другие психоактивные вещества).

Важно! Если основные показатели здоровья водителя в пределах нормы, в его путевом листе ставится отметка (штамп) о прохождении предрейсового осмотра и допуске к выполнению трудовых обязанностей.

Три способа организовать предрейсовый медосмотр водителей

Измерение артериального давления водителя во время предрейсового медосмотра

Медицинский осмотр водителей перед сменой или после нее проводят:

  • медицинские организации при наличии соответствующей лицензии и договора с компанией;
  • медицинские работники со средним профессиональным или высшим образованием (а также штатные медработники работодателя) при наличии сертификата.

Для этого руководство предприятия должно выделить специальное помещение или несколько комнат (кабинетов). Одна — для осмотра водителя, другая — для сбора анализов (биологических сред).

Три способа организовать предрейсовый медосмотр водителей

Использование алкотестера во время предрейсового медосмотра

В кабинете для осмотра обязательно наличие:

  • письменного стола, шкафа, стульев, сейфа;
  • кушетки;
  • медицинских приборов (тонометр, термометр, стетоскоп, медицинские шпатели);
  • алкотестера и тест-полосок для определения ПАВ в моче;
  • набора для оказания первой (неотложной) медицинской помощи.

При проведении освидетельствования медработнику нужны бланки протоколов обследования и справок для направления в медицинское учреждение, а также телефон.

Если же осмотр проходит на базе лечебного учреждения, то руководству больницы и предприятия нужно заключить договор о сотрудничестве и согласовать часы приема медицинского работника.

Существуют организации, которые предлагают свои услуги по проведению предсменных (послесменных) медосмотров. Например, в Одинцово, Подольске и других районах Московской области можно воспользоваться услугами таких центров. Это удобно, так как их кабинеты отвечают всем нормативным требованиям, а сотрудники постоянно проходят переподготовку.

Важно! Получить консультацию, подать заявку можно дистанционно, по телефону или на сайте. А вот оформить и забрать документы придется непосредственно в офисе.

Правовая база медосмотров водителей регламентируется нормативными документами:

  • Трудового Кодекса;
  • Федеральных законов;
  • указов;
  • предписаний Минздрава и Минтранса РФ;
  • распоряжениями и рекомендательными письмами уполномоченных лиц государства;
  • постановлениями арбитражных судов.

Три способа организовать предрейсовый медосмотр водителей

Рассмотрим ту часть документа, которая касается предрейсовых осмотров, т. к. они являются обязательными для всех работающих водителей. Исключения предусмотрены только для экстренных служб: их работникам предписывается обязательное предсменное медицинское освидетельствование.

По правилам, установленным действующими приказами Минздрава, ситуация с точным перечнем тех организаций, которые обязаны проводить медосмотр не столь очевидна, как кажется. К тому же, приказы подразумевают не только пред-, но и послерейсовый, предварительный и регулярный осмотры.

Три способа организовать предрейсовый медосмотр водителей

Предрейсовый медосмотр водителя

Так, например, из некоторых пунктов можно сделать вывод, что предрейсовый осмотр должны проходить все водители, работающие по договору и найму. Однако какие из этих осмотров положены ИП, самостоятельно предоставляющему транспортные услуги непонятно.

Точно можно утверждать, что обязательное исполнение приказа лежит на юридических и физических лицах, имеющих лицензию на перевозку пассажиров и грузов. То есть, хоть того же ИП в перечне нет, но в категорию лицензированного поставщика услуг он также подпадает.

Важно! Пред- и послерейсовый осмотр обязателен для всех категорий водителей, перевозящих пассажиров и опасные грузы на ежедневной основе. Например, водители маршруток и водители бензовозов каждый день должны показываться штатному медику.

Регулярные осмотры, в соответствии с законодательством, должны проводиться дважды в год, а предварительные при поступлении на работу, по собственной инициативе или по решению работодателя.

Три способа организовать предрейсовый медосмотр водителей

Нужно ли заключать договор на предрейсовые медосмотры водителям такси? Независимо от формы собственности, водитель, будь то сотрудник городского парка такси, либо частник, скачавший Uber, обязаны проходить ПМО и иметь соответствующие отметки в путевом листе. Поэтому заключение договора на предрейсовый медицинский осмотр водителя с организацией, предоставляющей услугу, обязательно — как для представителя таксопарка, так и для частника.

Три способа организовать предрейсовый медосмотр водителей

Договор на предрейсовый медосмотр водителей образец 2018

Нужно ли проводить предрейсовый медосмотр водителю, выполняющему задания предприятия на личном автомобиле? И да, и нет. Тут возможны два варианта. Обычная практика, когда человек устраивается, например, курьером или экспедитором на личном авто. При этом организация оплачивает ему топливные расходы и амортизацию транспортного средства.

Для справки! Зачастую, организации идут на небольшую хитрость и возмещают расходы премиями или надбавкой, чтобы не заморачиваться с этим вопросом.

Проводить мед. обследование имеют право только лицензированные организации. Само освидетельствование может осуществлять только медицинский работник со средним или высшим профильным образованием. Обычно транспортные компании заключают с такими организациями контракт на проведение осмотров на постоянной основе.

Предлагаем ознакомиться  Отказ водителя от прохождения медицинского освидетельствования

Частая практика, когда, для экономии времени, специалист от организации постоянно присутствует на территории предприятия. Правда, для этого организация должна позаботиться об оснащении специального кабинета.

Дополнительная информация! Раньше медработник был прикреплен к каждому таксопарку, но сегодня получение лицензии, содержание персонала и приведение комнаты для медосмотра в порядок является нецелесообразным.

Три способа организовать предрейсовый медосмотр водителей

Пункт приказа о том, кто может проводить ПМО

Проводящие осмотр организации могут подчиняться муниципалитету, быть государственными или частными. К кому из них обращаться решит сам работодатель. Главное, чтобы она соответствовала требованиям, которых всего три:

  • наличие лицензии на проведение именно пред-, послерейсовых осмотров;
  • наличие вышеприведенного оборудования;
  • наличие медицинского специалиста, который помимо профильного образования, должен пройти специальные курсы конкретно по проведению ПМО.

По итогам ПМО, организация обязана оформлять путевые листки, где в обязательном порядке проставляются соответствующие состоянию обследуемого штампы.

Работникам каких предприятий нужно проходить регулярные предрейсовые осмотры

Перед официальным выходом на работу (смену) водитель должен посетить медработника и пройти обследование. Это нужно, чтобы исключить такие факторы, как наличие заболеваний в острой форме, состояния опьянения и (или) отравления токсическими веществами. Они негативно влияют на управление транспортом или вообще делают невозможным труд и выход на работу.

Три способа организовать предрейсовый медосмотр водителей

Водители общественного транспорта обязаны проходить предрейсовый медосмотр

Процедура обязательна к прохождению лицам, деятельность которых связана с вождением некоторых категорий транспорта. Это работники:

  • транспортных компаний;
  • организаций по перевозке пассажиров;
  • спецтехники коммунальных и дорожных служб;
  • инкассаторских компаний;
  • ГАИ, МЧС, пожарных служб;
  • логистических компаний.

Водители транспорта оперативных служб, которые выезжают по экстренному вызову, могут не проходить предсменный обязательный медицинский осмотр.

Индивидуальным предпринимателям, которые самостоятельно осуществляют перевозки и управляют транспортом также обязательно посещение медработника перед началом поездки.

Внимание! По закону, предрейсовое (а также послерейсовое) освидетельствование для сотрудников предприятий оплачивает работодатель.

Требования к кабинету проведения процедуры

Безопасность на дороге — важное условие для водителей. Она зависит как от состояния автомобиля, так и от самочувствия того, кто за рулем. Ведь если водитель хорошо себя чувствует, он может быстро ориентироваться в сложных дорожных ситуациях и принимать верное решение. Поэтому предрейсовый осмотр для водителей согласно Письму «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» № 2510 от 21.08.

Для работодателей это стало возможностью:

  • повысить качество оказываемых услуг по перевозкам;
  • повысить уровень безопасности дорожного движения.

Три способа организовать предрейсовый медосмотр водителей

Правильно организованная профилактическая работа помогает выявить серьезные нарушения здоровья, которые могут помешать нормальному выполнению функциональных обязанностей.

Согласно действующему законодательству, за нарушение правил о прохождении предрейсовых и послерейсовых осмотров предусмотрена административная ответственность (ч.2, ст.12.31 КоАП).

  • Водитель, который вышел на работу без отметки о допуске в путевом листе, несет административную ответственность (штраф 3 тысячи рублей).
  • Медработник несет уголовную ответственность за работу без сертификата и лицензии. А также дисциплинарную и административную ответственность за качество проведенного обследования и вынесения решения о допуске к работе (штраф 5 тысяч рублей).
  • Руководители предприятия (компании) несут административную ответственность, если осмотры (пред- и послерейсовые) организованы с нарушениями (штраф 30 тысяч рублей*).

Предрейсовый медицинский осмотр водителей — важная процедура. Ее преимущества очевидны для всех. Руководители предприятий могут быть уверены в добросовестных и ответственных работниках. А водители будут более ответственно относиться к своему самочувствию, от которого зависит не только их карьера, но и безопасность на дорогах.

*Суммы актуальны на февраль 2020 г.

Независимо от того, где будет проводиться осмотр, требования к медицинскому кабинету для предрейсового осмотра едины для всех, как для предприятия, так и для лицензированной организации.

Три способа организовать предрейсовый медосмотр водителей

Стандарты СанПин предусматривают следующий список оборудования

Данный список минимальный. Как правило организации закупают половину списка оптовыми партиями.

Суть врачебного осмотра водителя ­— подтвердить нормальное состояние здоровья и возможность осуществлять перевозки без опасений за здоровье пассажиров и целостность груза.

Три способа организовать предрейсовый медосмотр водителей

Во время процедуры специалист должен:

  • спросить о жалобах на здоровье и рассмотреть их отдельно;
  • провести визуальный осмотр;
  • измерить давление, пульс и температуру тела;
  • выявить наличие алкогольного или наркотического опьянения.

Помимо использования оборудования, специалист осматривает глаза, ротовую полость, состояние слизистых и кожи, проверяет реакцию. В случае, если есть подозрения на несоответствие требованиям допуска за руль, врач берет анализы, по результатам которых выпускает или не выпускает водителя в рейс.

Важно! Обо всех отрицательных результатах предрейсового осмотра должен быть проинформирован работодатель, а в путевой лист ставится соответствующий штамп.

Открытие своего транспортного предприятия уже связано со значительными тратами, а затраты на ежедневную проверку персонала дешевыми не назовешь. Поэтому в данной сфере часто фиксируются нарушения, что может стать причиной трагических событий.

В связи с этим законодательно установлены предельно допустимые суммы административных санкций для таких работодателей:

  • за нарушения правил, предусмотренных лицензией штраф до 40 тыс. руб.;
  • за нарушение требований ПМО — до 30 тыс. руб.;
  • за несоответствие порядка проведения осмотра — до 50 тыс. руб.;
  • за допуск водителя к управлению транспортным средством без прохождения ПМО ­— до 130 тыс. руб.
Предлагаем ознакомиться  Как сдать автомобиль на утилизацию с максимальной выгодой в 2020 году

Проверкой по данным вопросам занимаются сразу несколько госслужб — инспекция по ОТ, Госавтодорнадзор, ГИБДД и Росздравнадзор.

Законодательной базой, вменяющей обязанность организовывать для своих сотрудников ПМО, порядок проведения, фиксации состояния работника и административные взыскания при нарушениях медосмотра прописаны в ТК, Федеральных законах, приказах Минздрава и Минтранса. В частности:

  • обязанность организовать обязательный ПМО продиктована Федеральным законом № 196 от 1995 г.;
  • приказ Минтранса № 152 от 2008 г. регулирует порядок заполнения путевых листов;
  • требования и нормы к ПМО прописаны в приказе № 835 Минздрава РФ.

Важно! Также законодательная база регулярно дополняется некоторыми решениями арбитражных судов и письмами уполномоченных лиц. Это связано со спорными вопросами, ответы на которые не были четко сформулированы в текущих законах, приказах, постановлениях и т.д.

Предрейсовый медосмотр — это обязательная процедура для всех форм предприятий, оказывающих услуги в сфере грузовых и пассажирских перевозок. Помимо этого, если водитель работает по ежедневным маршрутам, дополнительно полагается прохождение послерейсового ежедневного осмотра. Если работник передвигается по рабочим вопросам на своем авто, он также должен проходить ПМО.

Проведением занимаются только лицензированные организации, в штат которых входят специалисты соответствующей квалификации. Автопредприятие заключается с такими организациями договор оказания услуг. По итогам обследования ставится штамп в путевой лист, а подробные данные заносятся в журнал. При нарушении закона об обязательном предрейсовом медосмотре может быть наложено административное наказание на работодателя и организацию по оказанию медуслуги.

Причины, по которым могут не пустить в рейс

Но бывает и так, что после обследования медработник не может допустить водителя к выходу в рейс. Это возникает при:

  • наличии заболевания в острой стадии или обострении хронического недуга;
  • положительном тесте на содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе;
  • наличии следов психоактивных и токсических веществ в моче.

В этом случае водителя не допускают к работе. Ему выдают справку, в которой указаны:

  • дата и время прохождения предрейсового осмотра,
  • предварительный диагноз;
  • цель направления;
  • подпись медработника (с расшифровкой).

С ней работник должен обратиться в медицинское учреждение, где ему поставят диагноз, оформят листок нетрудоспособности и назначат соответствующее лечение.

О чем информирует штамп медосмотра

Согласно закону, отсутствие штампа медосмотра в путевом листе влечет за собой штрафные санкции, которые могут доходить до 130 тысяч рублей. Штамп о прохождении ПМО ставится в путевой лист только в случае положительного результата и допуска водителя к своим обязанностям.

Если есть основания не выпускать водителя на маршрут, штамп не ставится. В таком случае нужно только проинформировать работодателя.

Штамп имеет свой образец, с полями для указания даты и времени прохождения осмотра, ФИО и подписи врача. Штампы могут немного отличаться в зависимости от региона, но общий вид у них примерно одинаков.

Три способа организовать предрейсовый медосмотр водителей

Пример штампа

Три способа организовать предрейсовый медосмотр водителей

Мы работаем в рамках Российского законодательства и несем ответственность за качество предоставленных услуг. Это гарантия профессионального обслуживания, с которым не возникает проблем у водителей, выезжающих в рейс.

Новый закон №17 от 18/01-17 внес поправки в Приказ Министерства Транспорта РФ №152 (18/09-08).

Данное предписание гласит:

  • Отменить строку п.12, где говорится об обязательном постановлении в путевом листе печати (штампа) предприятия (предпринимателя).
  • Пункт 16.1 данного Приказа дополнить фразой: “Обязать лиц, контролирующих техническое состояние транспорта, выезжающего на линию, указывать время прохождения техосмотра, заверенное подписью с указанием ФИО (фамилию прописывать полностью)”.

Примечание: В связи с этими новшествами, следите за временем прохождения предрейсового медосмотра и техосмотра транспорта. Они не должны совпадать. Между ними предполагается разрыв от 15 до 30 минут. На это обращают внимание проверяющие инстанции (например, Трудовая Инспекция).

Если основные показатели здоровья водителя в пределах нормы, в его путевом листе ставится отметка (штамп) о прохождении предрейсового осмотра и допуске к выполнению трудовых обязанностей.

Три способа организовать предрейсовый медосмотр водителей

Журнал предрейсовых и послерейсовых осмотров хранится у медработника

Полученные в ходе обследования данные заносят в журнал для регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров. Его можно вести как в бумажном, так и в электронном виде. Хранится журнал у медработника, который проводит осмотры.

Отчетная документация: о хранении журнала и штампе предрейсового медосмотра

Согласно приказу Минздрава, итоги осмотра заносятся в журнал, установленного образца.

Перечень информации, которая должна быть указана в журнале ПМО водителей:

  • ФИО (полные);
  • дата и время осмотра;
  • пол и дата рождения;
  • подробное описание результата осмотра;
  • заключение врача (допущен/не допущен).
Предлагаем ознакомиться  Как действовать водителю по новым правилам оформления ДТП

После чего ответственный врач и обследуемое лицо расписываются на соответствующих полях.

Три способа организовать предрейсовый медосмотр водителей

Образец журнала

Форма ведения журнала разработана в советский период и не отвечает новым требованиям фиксирования данных осмотра. Поэтому с этим документом возникают проблемы. Чтобы выйти из положения и внести в отчетный документ необходимые данные, приходится «нарушать» установленный образец заполнения журнала.

Разные организации выходят из положения, добавляя требуемые графы к утвержденной форме журнала.

  • Согласно п. 14 приложения, перечень данных о работнике, который необходимо отразить в журнале, имеет дополнительные пункты: дата рождения, пол и подпись водителя. То, где и как их прописать, придется решать самостоятельно.
  • В новом законе №835 предписывается иметь отдельный журнал для предрейсовых осмотров.
  • Этот отчетный документ разрешается иметь в бумажном или в электронном виде. В последнем варианте усиленная электронная подпись должна быть не только у медика, но и у каждого водителя.

Штамп содержит информацию о медорганизации, враче и надпись: “Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен”. Согласно новым правилам печать должна содержать:

  • Дату осмотра.
  • Время осмотра.
  • Подпись врача и ее расшифровка, с указанием полного имени, фамилии, отчества (Николаев Николай Николаевич).

Чтобы повысить безопасность на дорогах, вышел Приказ №196 от10/12 1995 года, где предписано:

  • Владельцам предприятий и ИП, использующим автотранспорт организовать проведение предрейсовых медосмотров водителей, выходящих на линию.
  • Привлечь к этому медработников (организацию) со специальным образованием, прошедших обучение, имеющих лицензию на оказание услуги.
  • За нарушение закона об охране труда, как это трактуется в приказе, предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Согласно КоАП ст. 11.32, за нарушение законодательства при выезде водителя на линию без медосмотра предусмотрены следующие штрафы:

  • Если в путевом листе отсутствует штамп предрейсового медосмотра, водитель наказываются штрафом: от 1 до 1,5 тыс. рублей.
  • Служащие, отвечающие за организацию осмотров: от 2 до 3 тыс. рублей.
  • Предприятие или ИП: от 30 до 50 тыс. рублей.

Примечание:Административное наказание на лиц, отвечающих за организацию осмотров, налагают не только при проверке на дороге. Это могут сделать контролирующие органы при выявлении нарушения на транспортном предприятии (в компании).

Если ДТП с жертвами произошло по причине неудовлетворительного состояния здоровья водителя, уголовному наказанию подвергаются граждане, причастные к организации медосмотров (УК РФ ст. 143):

  • Накладывается штраф в размере: 200 тыс. рублей (или сумме, равной 18-кратному объему заработной платы).
  • В зависимости от тяжести нанесенного ущерба, виновным назначают: исправительные работы до 2 лет; лишение свободы на 1 год.
  • При смерти потерпевшего в ДТП причастные лица получают до 3 лет лишения свободы.

Важно! Соблюдение законов – это не только вынужденная мера по обеспечению безопасности движения на дорогах, но часть мероприятий по сохранение жизни всех участников движения.

Три способа организовать предрейсовый медосмотр водителей

Эти требования регламентирует ряд нормативно-правовых документов, а также положения и выдержки из Трудового Кодекса (ст.213 Трудового Кодекса Российской Федерации), Кодекса об Административных правонарушениях, Федерального закона РФ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст.20, п.1), письма Минздрава Российской Федерации от 21.08.2003 №2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» .

Также желательно проводить и послерейсовые осмотры, но это не является обязательным для выполнения. В такой ситуации работодателю позволяют самостоятельно принимать решение: обследовать своих работников после поездок или нет.

Такие осмотры никогда не станут лишними по отношению к работникам, которые находятся в «группе риска», то есть часто болеют, имеют хронические заболевания, злоупотребляют спиртными напитками либо просто являются работающими пенсионерами.

Важно!Согласно законодательной базе, перевозчики, которые занимаются транспортировкой людей или опасных грузов, должны проходить такие осмотры в обязательном порядке.

Благодаря обследованию у специалистов можно определить:

  • достаточно ли здоров работник (в данном случае — водитель транспортного средства);
  • не подвергался ли его организм переутомлению накануне поездки;
  • нет ли у водителя похмельного синдрома;
  • не принимал ли он алкогольные, наркотические или другие запрещенные вещества, которые могут оказать пагубное воздействие на его способность к адекватному управлению транспортным средством и пр.

Если в ходе медицинского обследования будет замечен хоть один из вышеперечисленных симптомов, к вождению в этот день водителя допускать категорически запрещено!

Обратите внимание!Обследовать водителя на предмет наличия наркотических веществ можно только при получении его письменного разрешения, которое обычно дается во время подписания трудового, гражданско-правового договора или в случае подписания отдельного разрешающего документа.