Нормативное обоснование

Деятельность водителей регламентируется ТК РФ и Положением «О режиме времени водителей автобусов», установленным Приказом Минтранса №15 от 20 августа 2004 года. 5 июня 2018 года были внесены изменения в Положение. Изменения установлены Приказом Минтранса №170.

Нормативные акты являются актуальными для любых работодателей, в штате которых работают водители. Это может быть как крупное промышленное предприятие, так и ИП. Есть только одно исключение – специалисты, занятые на международных рейсах или на вахтовой работе. По отношению к ним действуют отдельные нормативные акты.

Доставка сотрудников на работу и перевозка сотрудников силами работодателя

И хотя на первый взгляд для сотрудников не имеет большого значения, кто именно будет доставлять их на работу, от этого зависят некоторые их права. А для работодателя этот вопрос имеет ключевое значение, поскольку

может сильно подмочить репутацию работодателя.

Если работодатель решил обеспечить доставку сотрудников к месту работы своими силами – это, безусловно, менее затратное решение для его бизнеса. Но в то же время его сотрудники, как пассажиры, будут менее защищены, чем пассажиры городского автобуса или даже такси.

В этом случае перевозка осуществляется наёмным водителем работодателя на его транспортном средстве. В таком случае права, обязанности и ответственность работодателя регулируются лишь трудовым договором с работодатником, ну и разумеется правилами дорожного движения, но они действуют и когда вы ловите попутку на трассе, когда пассажир рискует не только быть высаженным на пол пути, но и быть ограбленным, похищенным и т.д.

Конечно, ехать на собственном автобусе работодателя куда безопаснее, чем на попутке. Но при этом пассажиры:

  • не обязательно будут застрахованы от несчастных случаев на транспорте.
  • водитель не будет отвечать перед пассажиром за качество услуг.
  • водитель может выехать на работу в нетрезвом состоянии.
  • если автобус по дороге сломается, за опоздание на работу будут отвечать сотрудники, если только работодатель не войдёт в положение.
  • пожаловаться на нарушения водителем прав пассажиров пожаловаться можно будет только работодателю. А здесь слово сотрудника против слова водителя.
Предлагаем ознакомиться  Отмена дисциплинарного взыскания по инициативе работодателя

Таким образом, доставка на работу сотрудников силами работодателя – дёшево и сердито. Сотрудники могут остаться недовольны сервисом, что отразится на продуктивности их работы, а в случае серьёзного инцидента репутация работодателя может быть подмочена.

Если работодателю дорога его репутация, он доверит доставку к месту работы своих сотрудников настоящим специалистам в этом деле и воспользуется услугами перевозчиков. В этом случае работодатель раскошелится, но сможет спать спокойно, не опасаясь за безопасность своих сотрудников, своего автобуса, и возможных происшествий с его участием.

А сотрудники при такой доставке:

  • будут застрахованы от несчастных случаев на транспорте
  • будут защищены законодательством о защите прав потребителей
  • будут уверены в исправности транспортного средства и трезвости водителя
  • смогут самостоятельно обжаловать незаконные действия водителя и перевозчика по всем инстанциям
  • за опоздание на работу по вине перевозчика будет отвечать только перевозчик, не в зависимости от мнения работодателя.

Конечно, можно найти и компромисс. Можно обеспечить сотрудников всеми правами пассажиров на автомобильном транспорте, который работает на заказ. Вот только согласится ли среднестатистический водитель взять на себя обязанности частного перевозчика — большой вопрос.

Ответственность за нарушение рабочего режима водителя

Рабочее время водителя – это не только периоды, связанные непосредственно с вождением авто. Это также следующие отрезки времени:

  • Перерывы на протяжении трудовой смены, которые нужны для отдыха от управления ТС.
  • Время на подготовку к работе и на ее завершение. Этот период предназначен для подготовки авто к поездке и так далее.
  • Осмотр перед поездкой и после нее.
  • Остановка в зонах погрузки.
  • Простои, возникшие не по вине сотрудника.
  • Время на устранение поломок, возникших в процессе рабочей поездки.
  • Время охраны груза и ТС в процессе стоянки на пункте А и пункте Б, если соответствующее положение прописано в договоре.
  • Если это дальний рейс и на нем занято два сотрудника, в рабочий период включается время, на протяжении которого за рулем находился второй водитель.

Если день специалиста составляет 7 часов, то это вовсе не обозначает, что все 7 часов человек работает. В это время входят и перерывы, и осмотры, и остановки в пунктах разгрузки.

Важно отметить, что ряд перечисленных отрезков времени учитывается при определении режима не полностью. Пропорции при зачете периодов:

  • Охрана груза – не менее 30%.
  • Управление ТС вторым водителем – не меньше половины.
Предлагаем ознакомиться  Справка для больничного с предыдущего места работы и порядок ее оформления

Все эти нюансы нужно учитывать при определении режима работы.

Примеры

Работа Реально затраченное время Рабочее время
Осмотр перед рейсом 15 минут 15 минут
Вождение Полчаса Полчаса
Погрузка Полчаса Полчаса
Вождение 3 часа 3 часа
Охрана груза 2 часа 40 минут (30%)
Разгрузка Полчаса Полчаса
Итого 6 часов 45 минут 5 часов 25 минут

Длительность рабочего дня указывается в трудовом соглашении. Она учитывается при определении зарплаты.

Работодатель обязан оснастить ТС тахографами. Это специальные аппараты, позволяющие непрерывно регистрировать данные о скорости, маршруте, режиме труда и отдыха. Если тахографа нет, ответственность накладывается на основании статьи 11.23 КоАП РФ:

  • Отсутствие тахографа, если его установка обязательна, или нерабочее состояние аппарата. Штраф составит 1 000-3 000 руб для граждан, 5 000-10 000 руб для должностных лиц.
  • Нарушение режима труда – штраф от 1000 до 3 000 рублей.

В последнем случае штраф уплачивается именно водителем. Наказание может накладываться в течение 2 месяцев с даты совершения правонарушения.

Периоды работы и отдыха

Режим работы и отдыха водителей

Работодатель может продлить смену сотрудников до 10 часов в день. Иногда смена может продолжаться до 12 часов. Однако в этом случае совокупное время вождения должно составлять не больше 9 часов. Увеличивать это время нельзя. Если водитель будет беспрерывно находиться за рулем больше 9 часов, это снизит концентрацию его внимания.

  • Человек занят на городских маршрутах (пункт 11 Положения).
  • Человек занят на международных перевозках (пункт 10).
  • Перевозки, связанные с нуждами здравоохранительных, коммунальных, почтовых учреждений.
  • Поездки на служебных авто, связанные с нуждами государственных органов (пункт 12).
  • Работа на инкассаторских авто.

Ранее в этот перечень входили перевозки на пожарных и аварийно-спасательных ТС, однако сейчас они исключены из Положения.

ВНИМАНИЕ! Иногда возникает необходимость в рейсе, превышающем 12 часов. К примеру, это может быть поездка в дальний город. Что делать в этом случае? В рейс нужно направлять двух водителей. Работать они будут посменно.

День водителя может разделяться на 2 части. Это актуально, к примеру, для водителей городских маршрутов. Однако рабочее время, в совокупности, не должно быть больше максимальной продолжительности (9 часов).

Предлагаем ознакомиться  Расстояние от парковки до жилого дома: какое должно быть в 2020 году?

В приказе №170 в 2018 году появилось дополнительное ограничение. В частности, совокупный объем часов, затрачиваемых на управление авто, не должен быть больше 56 часов в неделю. Ранее ограничение составляло 90 часов за 2 недели.

Нормативные акты устанавливают необходимость отдыха для водителей. В частности, это следующие временные отрезки:

  • Перерыв на обед. Предоставляется на протяжении рабочего дня. Продолжительность его составляет 30 минут – 2 часа. Если продолжительность смены составляет больше 8 часов, можно утвердить два перерыва на прием еды. Однако общая их продолжительность должна составлять не больше 2 часов.
  • Перерыв между сменами. Длительность его определяется длительностью рабочего дня. Перерыв между сменами составляет не меньше 200% от смены. К примеру, смена равна 8 часам. Перерыв в данном случае должен составлять не меньше 16 часов.
  • Выходные. Составляют не меньше 42 часов. Если используется суммированный учет времени, количество выходных должно быть не меньше числа полных недель в месяце. К примеру, количество недель составляет 4. В этом случае и минимальное число выходных составляет 4 дня.

Специфические условия труда предполагают дополнительное время для отдыха. К примеру, оно предоставляется при международных рейсах. В этом случае у водителя должен быть перерыв на 15 минут после каждых 4-х часов беспрерывного вождения. И это положение является новшеством 2018-го года. Ранее предоставление таких перерывов было ответственностью работодателя. Сейчас их должны самостоятельно организовывать водители. Формулировка была изменена в Приказе №170.

Утверждение графика работы

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

Все особенности режима труда и отдыха фиксируются в документации. В частности, для этого используются Правила внутреннего распорядка. Именно на основании этих правил оформляется трудовое соглашение с сотрудником. В этом документе также должен быть указан режим работы. Если график ненормированный, это также должно быть указано в трудовом договоре.

Работодатель должен каждый месяц утверждать график труда водителей. В нем указывается эта информация:

  • Рабочие дни.
  • Время начала и завершения смены.
  • Время на перерывы и обеды.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

Вся документация должна составляться на основании Приказа Минтранса №15 от 20 августа 2004 года. Этот Приказ внес ряд изменений в Положение, а также в ТК РФ.