Содержание документа

Свидетельство печатается на специальной бумаге с водяными знаками Гознак формата А4. В этом документе указываются следующие данные:

  • фамилия, имя и отчество человека, которыми он пользовался при жизни (информация выписывается из паспорта вне зависимости от сценических псевдонимов и имени с рождения, это правило касается и замужних женщин, которые меняли свою девичью фамилию);
  • информация о дате и месте рождения (указывается даже в том случае, если такой страны или такого города уже не существует, т.е. название населенного пункта не меняется в соответствие с современными обозначениями);
  • гражданство (исключение составляют люди, у которых нет гражданства);
  • информация о месте и дате гибели (указывается именно то место, где он умер, а не то, где он похоронен);
  • данные о причине кончины (справку с указанием причин гибели выдают в морге или больнице);
  • шифр записи свидетельства о смерти акта гражданского состояния (ЗАГС);
  • дата оформления документа.

В России это свидетельство дают только гражданам РФ,

Как подготовить заявление об установлении факта смерти

В Новоалтайский городской суд

Заявитель: Радонина Вероника Александровна,

658085, г. Новоалтайск, ул. Коммунаров, д. 234

Телефон: 89789485867

Заинтересованное лицо: Отдел ПФР по г. Новоалтайску,

658085, г. Новоалтайск, ул. С. Радонежского, д. 321,

ИНН 1684968785

Отдел ЗАГС г. Новоалтайска,

658085, г. Новоалтайск, ул. Ленина, д. 321,

ИНН 9987528184163

ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ФАКТА СМЕРТИ 

С 12.02.2005 г. я состою в браке с Радониным Сергеем Викторовичем, 1982 г.р. От брака у нас есть несовершеннолетние дети – Радонина Виктория Сергеевна, 2012 г.р., и Радонин Александр Сергеевич, 2016 г.р.

15 августа 2021 г. всей семьей мы отдыхали на реке. Мой муж ушел плавать в реке, мы услышали крики, поспешили на помощь. Однако Радонина Сергея Викторовича мы так и не нашли. Есть все основания считать, что он утонул, хотя его тело до настоящего времени не найдено.  

Мы сразу обратились в полицию, было заведено розыскное дело. Установить факт смерти мне необходимо для назначения моим детям пенсии по потере кормильца, а также для оформления права собственности на квартиру. Органы ЗАГС в выдаче свидетельства о смерти нам отказывают, поскольку отсутствуют подтверждающие смерть документы.

Подтвердить обстоятельства исчезновения Радонина С.В. могут свидетели: Суворова Ольга Викторовна и Радонина Нина Семеновна, проживающие в г. Новоалтайске, по ул. Ватутина, д. 23.

Руководствуясь статьей 264 ГПК РФ

Прошу:

  1. Установить факт смерти Радонина Сергея Викторовича 15 августа 2021 года. 

Приложение:

  1. Квитанция об оплате госпошлины в суд
  2. Копии свидетельств о рождении детей
  3. Копия свидетельства о браке
  4. Справка отдела полиции
  5. Справка паспортного стола
  6. Ходатайство о вызове свидетелей 
  7. Уведомление об отправке документов и заявления заинтересованным лицам

15.02.2022                                                                            Радонина В.А. 

Предлагаем ознакомиться  Нужны ли права на скутер в 2020 году?

Несмотря на похожесть заявлений, доказательства по гражданским делам отличаются. Потому что разный круг обстоятельств, подлежащих доказыванию.

При подаче заявлений 1 группы доказывать нужно факт отсутствия гражданина в месте постоянного проживания. И отсутствие сведений о нем. Заявление об установлении факта смерти подается тогда, когда заявитель (тот, кто обращается) располагает достоверными и неопровержимыми доказательствами смерти. Но не может подтвердить этот факт медицинскими документами. К примеру, архив больницы уничтожен, врач не вызывался вовремя (актуально для отдаленных местностей) и т.п.

Заявление подается в суд по месту жительства лица, обращающегося за установлением факта смерти. Именно для этого лица или его детей должны наступить определенные правовые последствия. Например, в нашем примере, мать, как законный представитель детей, обращается в суд для обеспечения их прав.

Сбор доказательств необходимо произвести тщательно: это и свидетельские показания, и обращения в органы полиции, в другие органы власти, справки (например, о пожаре, наводнении). Цель подачи заявления об установлении факта смерти определяет перечень заинтересованных лиц. Однако суд в любом случае привлекает к участию в таких делах орган опеки и прокурора.

Регистрация факта смерти

По закону сообщить о смерти человека необходимо в течение трех дней после обнаружения тела. Каких-либо серьезных санкций за превышение сроков нет, но лучше не затягивать с удостоверением гибели, т.к. без этого свидетельства тело невозможно похоронить.

Регистрация смерти регламентируется статьей №64 ФЗ «Об актах гражданского состояния». При получении свидетельства необходимо предъявить медицинскую справку о смерти или судебное решение о факте смерти. Последнее выдается судом в том случае, если человек пропал более 5 лет назад, и с того момента о нем не было никакой информации. Иногда на суде дают сократить этот срок до 6 месяцев.

Подать заявление на оформление свидетельства о смерти могут следующие лица:

  • члены семьи усопшего (если они видели гибель человека или знают о ней от третьих лиц);
  • начальник тюрьмы, если человек отбывал срок в местах лишения свободы и умер там;
  • руководство следственного или дознавательного органа в случае расследования смерти гражданина (актуально для криминальных смертей) или в том случае, когда невозможно установить личность покойного;
  • медицинское или социальное учреждение, если человек умер по адресу этой организации, и у него нет родных, которые могут оформить все документы;
  • командующий военной части, если умер военный, и т.д..

Свидетельство факта смерти

Но указанные лица – это не единственные, кто могут получить свидетельство о смерти в ЗАГСе. Многое зависит от обстоятельств смерти и актуальности некоторых нормативно-правовых актов.

Документ выдается строго под запись. Информация, находящаяся в нем, не является конфиденциальной, но разглашать ее имеют право только родственники или друзья усопшего. При выдаче документа в органе ЗАГСа указываются реквизиты человека, которому он выдается.

Где можно взять документ

Свидетельство о смерти – официальный документ, поэтому оформить его можно только в государственных отделениях ЗАГСа. Отделение ЗАГСа необходимо выбирать в зависимости от места жительства и места гибели гражданина. Обычно выбирается ЗАГС по месту последнего проживания человека или по месту его смерти (месту, где был обнаружен труп). Но также этот документ можно получить в отделении ЗАГСа по месту нахождения организации, которой была выдана справка о смерти.

Если человек умер в поезде дальнего следования, то регистрация факта смерти возможна в том населенном пункте, куда доставили тело. Если смерть наступила в отдаленной местности, в условиях Крайнего Севера, во время экспедиции, задокументировать гибель можно в ЗАГСе ближайшего населенного пункта.

Предлагаем ознакомиться  Кадастровое свидетельство на землю

Какие документы нужны для получения свидетельства о смерти

Вне зависимости от причины гибели человека для процедуры получения свидетельства необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление, написанное собственноручно по образцу;
  • паспорт заявителя (если человек является гражданином двух стран, нужно взять паспорта обоих государств);
  • общегражданский паспорт покойного;
  • документы, доказывающие родство усопшего и заявителя (свидетельство о рождении, брачный договор, справка о составе семьи и т.д.);
  • медицинская справка, описывающая причину смерти;
  • судебное решение, устанавливающее факт смерти (актуально для тех случаев, когда человек признан без вести пропавшим, и информации о его местонахождении нет на протяжении 5 лет);
  • доверенность (если документ получает неуполномоченное лицо).

Все документы необходимо подготовить в подлинниках, но можно заранее сделать еще и копии, чтобы оптимизировать и ускорить процесс получения свидетельства. Других документов для оформления свидетельства обычно не требуется. Указанные бумаги – это всё, что нужно, чтобы получить свидетельство о смерти.

Решение суда по делу

Заявление об установлении факта смерти

Вынесение решения не освободит от обращения в ЗАГС за получением свидетельства о смерти. При этом смерть лица устанавливается относительно к определенному времени и обстоятельствам.

Датой смерти гражданина при вынесении решения суда будет день, указанный судом в решении (если установлено, что гражданин погиб при определенных обстоятельствах в установленный день).

Следует отличать заявление об установлении факта смерти от заявления об установлении факта регистрации смерти, в случае сомнений задавайте вопросы дежурному юристу.

Стоимость оформления родственниками и другими близкими

Справка о смерти оформляется в поликлинике лечащим врачом (терапевтом), патологоанатомом обычного гражданского морга или судебно-медицинскими экспертами. Обычно медицинская справка о смерти выдается день в день по обращению, но иногда это можно сделать только после медицинского вскрытия. Эта справка выдается на основании вскрытия, если:

  • есть подозрения на насильственную смерть;
  • причинной гибели человека стала механическая асфиксия или действие крайних температур и электричества;
  • женщина умерла после искусственного аборта;
  • умер ребенок, не находившийся под медицинским наблюдением;
  • умер человек, личность которого не установлена.

Если по факту гибели человека было заведено уголовное дело, отказаться от вскрытия нельзя. При оформлении обычной справки о смерти в морге или больнице, надо заранее узнать часы работы регистратуры или часы выдачи справок, а затем прийти и оформить документ. Без этой справки не будет выдано свидетельство, поэтому к ее получению надо относиться серьезно.

Получить медицинское свидетельство могут только родственники, так как даже после смерти должна сохраняться врачебная тайма. При составлении этого документа используется информация из:

  • внутригосударственного паспорта;
  • амбулаторной карты;
  • медицинского страхового полиса.

На основании нормативно-правовых актов Российской Федерации основное свидетельство о смерти ЗАГС выдает бесплатно. Оплачивать госпошлину нужно только при оформлении дубликата. Размер госпошлины в этом случае составляет 200 руб.

Свидетельство факта смерти

Подать заявление на оформление дубликата свидетельства можно лично или дистанционно (через электронные каналы связи). В первом случае документ будет выдан в день заявки. В случае письменного обращения свидетельство выдается в течение 30 суток с момента предоставления данных.

Как восстановить свидетельство

Если свидетельство было утрачено или порвано, его можно восстановить. Получить дубликат свидетельства о смерти можно через ЗАГС. Для этого необходимо предъявить следующие документы:

  • заявление с указанием причин утери или порчи основного документа по установленной форме;
  • действующий общегражданский паспорт заявителя;
  • документ, подтверждающий факт родства с умершим;
  • квитанцию об уплате госпошлины.
Предлагаем ознакомиться  Установление факта принятия наследства 2020

Выданный дубликат имеет такую же юридическую силу, что и оформленные до этого документы о смерти.

Где может понадобиться свидетельство о смерти

Свидетельство необходимо получать вне зависимости от того, что стало причиной гибели человека. Этот документ важен, т.к. он служит доказательством кончины гражданина, на основании которого его живые родственники и друзья могут совершать различные действия, связанные с его телом, имуществом, авторскими правами и т.д.

На похоронах

Свидетельство необходимо предъявлять на кладбище или в крематории. На основании этого документа выделяется могила или согласовывается место в колумбарии. Его следует предъявить в подлиннике за сутки до похорон в порядке живой очереди. Также этот документ потребуется для получения пособия на погребение – небольшой денежной помощи от государства.

На отпевании

Отпевание – это важный церковный обряд. Перед его проведением священнослужитель должен удостовериться в том, что человек действительно мертв (актуально для заочного отпевания) и не является самоубийцей. Свидетельство о смерти является именно таким документом, который сможет это доказать.

Усопший не выписывается из квартиры автоматически. Даже после смерти будут приходить квитанции за оплату ЖКХ с учетом этого человека, поэтому родственники должны самостоятельно подать документы на выписку. Выписать умершего можно и из муниципального жилья, и из квартиры в собственности. Для этого надо подать письменное заявление в территориальное отделение многофункционального центра или в паспортно-визовый отдел УМВД, Также к заявлению нужно приложить документы, подтверждающие кончину человека.

При открытии наследственного дела нотариусу нужно будет предъявить свидетельство о смерти. Без этого документа невозможно начать процесс оформления наследственного имущества нотариально.

Если нужно похоронить на могильном участке еще одного усопшего, понадобится предъявить документы, подтверждающие факт владения указанной могилой или родство с тем, кто уже погребен в указанном месте. Свидетельство о смерти может стать одним из таких документов.

При продаже жилья

Если после усопшего осталась недвижимость, которую унаследовали его родственники или друзья, то следует сохранить свидетельство о кончине близкого человека. Этот документ может потребоваться при продаже квартиры во время проверки юридической чистоты объекта покупателем и его риелтором.

Можно ли сделать свидетельство о смерти на живого человека через ЗАГС или стороннюю компанию

Законный порядок официального получения свидетельства о смерти предполагает наличие справки о смерти и тела человека. Именно поэтому получить подобный документ на живого человека практически нереально. Но существует ряд организаций, которые могут напечатать это свидетельство на оригинальном бланке Гознак с указанием любого имени.

Стоимость услуги зависит от региона, но назвать точные цены сложно, т.к. этот бизнес не афишируется. Свидетельства о смерти на живого человека часто получают:

  • коллекторы, чтобы напугать должника;
  • сам должник, чтобы банк или МФО простили ему долг (но для этого нужны и другие документы, к примеру, бумаги на могилу);
  • частные лица для оформления пособия на погребение или получения могильного участка (могилу потом можно перепродать) и т.д.

Но подделывание таких важных документов может привести к серьезному судебному разбирательству. Если обман вскроется, человека могут обвинить в мошенничестве и в подделке документов, если человек не скажет, как и где смог получить свидетельство о смерти на живого человека. Т.е. лучше не оформлять подделку, если в дальнейшем не нужны проблемы. Сегодня за подделку свидетельств дают реальные сроки.