Перед началом

Первое, что следует сделать тому, кто озадачился вопросом, как начать работать в госзакупках — проверить нишу. Уделите внимание этой задаче, чтобы не тратить в пустую время и сразу сосредоточиться на потенциально выгодных торгах. Если проверка показала, что госзаказчики нуждаются в ваших товарах, работах и услугах, переходите к первому шагу инструкции по госзакупкам для чайников.

Шаг 5. Подготовка и подача заявки для участия

Пошаговая инструкция как участвовать в тендерах начинающему ИП (индивидуальному предпринимателю) и ООО (обществу с ограниченной ответственностью) начинается с подготовки копий следующих документов:

  • уставные документы;
  • документы, подтверждающие правомочия генерального директора;
  • решение об одобрении крупной сделки;
  • лицензии в случае, если деятельность, которую осуществляет организация, подлежит лицензированию;
  • свидетельство СРО, если, в соответствии с законодательством, участие в СРО является для организации обязательным.

Могут понадобиться копии выполненных договоров и актов к ним, документы о квалификации сотрудников, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам.

Заявка участника — это комплект документов в электронной или бумажной форме, составленный в полном соответствии с требованиями документации о закупке. Документы должны быть заверены уполномоченным лицом участника и содержать достоверную информацию. Тут не помешает отдельная инструкция. Подготовленные материалы нужно сшить, пронумеровать, сложить в конверт, запечатать и передать заказчику по указанному в документации адресу.

Заявка на участие в электронном аукционе подается в электронном виде посредством торговой площадки. Важно успеть ее подать до истечения указанного в документации срока. Заявки, поданные с опозданием, к тендеру не допускаются. Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, участнику необходимо перед ее подачей перечислить указанную сумму на расчетный счет заказчика или оператору торговой площадки.

Результаты тендера публикуются на сайте ЕИС. О том, как стать победителем, рассказали в статье «Как выиграть тендер в 2020 году». Еще пригодится инструкция, как подать заявку.

3. Основные площадки электронных торгов

Как вы уже успели понять, площадок для проведения торгов очень и очень много. Каждая такая площадка имеет свою специфику работы, порядок аккредитации, тарифные планы и т.д. Поэтому каждый заказчик и поставщик сам вправе выбирать на какой площадке ему работать. Соответственно и набор таких площадок у каждого может быть свой.

Предлагаем ознакомиться  Составляем договор аренды квартиры посуточно 6 пунктов

Наиболее популярными Федеральными площадками являются:

  • ЗАО Сбербанк-АСТ (более 39% всех госзакупок в электронной форме проводится на этой площадке);
  • РТС-Тендер (более 26% госзакупок);
  • АО “ЕЭТП” (более 25% госзакупок).

Центр электронных торгов B2b-center

Как работать на электронных торгах

Это система электронных торговых площадок, созданная в 2002 г. АО «Центр развития экономики» для осуществления корпоративных продаж и закупок.

Центр электронных торгов B2B-Center позволяет проводить 43 вида торговых процедур, как на закупку, так и на продажу товаров и услуг. Система объединяет закупки различных отраслей экономики: энергетики, нефтехимии, металлургии, автомобильной промышленности и многих других отраслей.

Преимуществами системы B2B-Center являются: стабильная и надежная работа, большое количество заказчиков, удобный и понятный интерфейс, настройка автоматической рассылки тендеров.

Шаг 2. Оформление ЭЦП и аккредитация на торговой площадке

Многие госзакупки для начинающих по закону 44-ФЗ проводятся в форме электронного аукциона на торговых площадках. Для участия в них необходимо оформить электронную цифровую подпись (ЭЦП).

Электронная подпись должна быть усиленная квалифицированная. Этого требует ст. 5 44-ФЗ.

ЭЦП представляет собой флешку с сохраненным на ней цифровым ключом, подтверждающим полномочия лица, который им пользуется. Такие ключи выдают специальные организации — аккредитованные Минкомсвязью удостоверяющие центры. Услуга платная, цена ЭЦП для участия в торгах на всех восьми торговых площадках составляет около 5000 руб. в год.

С 2020 года произошел переход на электронные процедуры. Они проводятся на восьми площадках:

  1. АО «ЕЭТП».
  2. РТС-тендер.
  3. ЗАО «Сбербанк-АСТ».
  4. АГЗРТ.
  5. АО «РАД».
  6. ЭТП НЭП.
  7. ЭТП «ГПБ».
  8. ТЭК-Торг.

Услуги консалтингового агентства

Есть и специализированная платформа для закрытых электронных торгов и гособоронзаказа — АСТ «ГОЗ».

В 2020 году аккредитация на площадках происходит сразу же после регистрации в ЕИС. Пошаговую инструкцию по регистрации в ЕИС найдете в статье «Как поставщику зарегистрироваться в ЕИС: пошаговая инструкция».

4. Функции электронных площадок

Электронные площадки выполняют следующие важные функции:

  • размещение информации о закупках;
  • поиск информации о проводимых закупках по различным критериям;
  • поиск информации об организациях, работающих на ЭТП;
  • просмотр документации о закупке;
  • личный счет для обеспечения заявок на участие в торговых процедурах;
  • управление денежными средствами на счете;
  • проведение электронных закупочных процедур (аукционов, конкурсов, запросов предложений и т.д.);
  • подача запросов, подписание договоров;
  • анализ различных показателей деятельности организаций;
  • защита информации (использование электронной подписи).

Что нужно, чтобы начать работать на торгах и успешно получать заказы

Давайте теперь с вами рассмотрим, в чем же заключаются преимущества работы на ЭТП для заказчиков и поставщиков.

Преимущества для заказчиков:

  1. Экономия рабочего времени, т.к. проведение электронных процедур значительно проще нежели проведение бумажных;
  2. Сокращение расходов на организацию и проведение закупок;
  3. Прозрачность и открытость процесса закупок в связи со снижением влияния человеческого фактора;
  4. Честная конкуренция, исключающая работу недобросовестных сотрудников со «своими» поставщиками.

Преимущества для поставщиков:

  1. Быстрый и удобный поиск информации о проведении новых закупок;
  2. Расширение рынка сбыта своих товаров, работ или услуг;
  3. Прозрачность и открытость процесса закупок;
  4. Здоровая конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;
  5. Сокращение затрат времени и средств на подготовку и подачу заявки;
  6. Возможность участия в торгах из любой точки мира (при наличии компьютера и доступа в интернет).

Как работать на электронных торгах

Когда вы авторизировались на торговой площадке и завели спецсчет, можно искать контракты. Есть два варианта поиска:

  1. Ручной поиск. Вы вручную вбиваете название вашего товара или услуги в поисковую строку и смотрите опубликованные предложения. Используйте фильтры, чтобы облегчить себе задачу. Способ трудоемкий, но надежный. Если вы не собираетесь участвовать в электронных торгах постоянно, то это ваш выбор; Как работать на электронных торгах

    Ручной поиск на площадке «РТС-Тендер»

  2. Специальные программные решения. Хороший способ сэкономить время, если вы решили активно участвовать в системе электронных торгов. Программы агрегируют данные множества торговых площадок, поэтому вы пропускаете этап поиска по каждой ЭТП и получаете всю информацию в одном месте. Однако, для новичков специальное программное обеспечение окажется избыточным — алгоритмы поиска на торговых площадках дают все возможности для комфортной работы. Если вы решили приобрести программу, обратите внимание на:
Предлагаем ознакомиться  Как оформлять электронный листок нетрудоспособности

Начните с поиска лотов на ЕИС. Если вы не смогли найти нужный лот, проверьте торговые площадки.

Сведения о нужном лоте отсутствуют на ЕИС

Нужный лот есть на торговой площадке «РТС-Тендер»

Искать нужные лоты непросто, потому что сформировать запрос закупки можно по-разному. Например, вы продаете лифты, а заказчик назвал их подъемным оборудованием — это усложняет поиск. У заказчика есть и другие возможности скрыть заявку, но Федеральная антимонопольная служба запрещает этого делать и следит за соблюдением правил.

Чтобы быстро искать заявки, соблюдайте правила:

  • изучите ключевые слова, которыми заказчики обозначают предмет закупки. С опытом вы их запомните. Не забывайте, что искать можно не только по словам, но и по ОКПД (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности);
  • проверяйте информацию о новых лотах каждые 3 — 4 дня.

Если вы нашли нужную закупку, то продолжайте ее мониторинг. В извещение о закупке могут внести изменения, а заказчик может дать разъяснение или отменить закупку.

После того, как вы нашли лот, пора начинать торги. Для успешного старта нужно пройти следующие шаги.

Изучите сроки подачи заявки.

Многие упускают этот факт и не успевают подать заявку. Даже разница в часовых поясах может иметь большое значение и сбить вас с толку.

Ключевая информация

Изучите требования заказчика.

Нужно представить заказчику запрошенные документы и сведения, с соблюдением всех формальностей. Даже если это противоречит здравому смыслу.

Если в заявке указано, что нужно иметь опыт выполнения двух заказов, стоимость которых составляет не менее 20% от цены контракта, то информация об одном выполненном контракте, стоимость которого составляет 150% не подойдет.

Учитывайте, что некоторые документы делаются долго, поэтому их стоит заказать заранее.

Документация с требованиями к поставщику

Как работать на электронных торгах

Перед участием в торгах внимательно прочитайте положение о закупках предприятия, с которым собираетесь торговать. Это позволит быть в курсе его закупочных процедур, требований к документации и предпочтений в выборе поставщика, например, некоторые компании проверяют финансовую устойчивость партнера.

  1. Получить электронную подпись. Определитесь с торговыми площадками и тем, кто будет подписывать документы;
  2. Пройти аккредитацию. Помните о сроках и необходимых документах;
  3. Научиться искать лоты. Выберите способ поиска по-душе, изучите тонкости поисковых систем площадок и подайте заявку на нужный контракт;
  4. Контролировать сроки и правила подачи заявки. Вовремя составьте заявку, прикрепите все документы и укажите свое предложение.
Предлагаем ознакомиться  Как проходят торги по заложенному коммерческому имуществу

Шаг 4. Открытие спецсчета

Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, то придется открыть спецсчет по 44-ФЗ. Это понятие пришло в контрактную систему с масштабными поправками в июле 2018 года. Раньше деньги для обеспечения заявки размещались на торговом счете электронной площадки.

В 2020 году нужно открыть отдельный счет в банке, на котором находятся деньги для обеспечения заявки, а также с него будет списываться плата за победу. Мы не только подготовили пошаговую инструкцию, но и собрали информацию о том, на каких условиях банки открывают спецсчета. Подробнее об этом — в статье «Как открыть спецсчет: самая подробная инструкция». Или смотрите видео.

6. Выводы

И так, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующий вывод. На рынке России существует достаточно большое количество тендерных площадок под любые цели и задачи. Электронные площадки для тендеров способствуют упрощению работы, как для заказчиков, так и для поставщиков. Заказчики могут минимизировать свои издержки на проведение закупочных процедур и найти поставщика с наиболее выгодными условиями. Увеличивается прозрачность и открытость процесса закупки, минимизируются коррупционные риски.

На этом все. Надеюсь, что информация была для вас полезной. До встречи в следующих выпусках.

P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

Шаг 6. Подписание контракта

После победы работа с документами не закончена.

https://www.youtube.com/watch?v=Nx-j-XosWZ4

Если нужно внести правки, один раз можно отправить протокол разногласий. Такое право предусмотрено в ст. 83.2 44-ФЗ.