Можно ли завершать обгон, когда появляется сплошная разметка?

Завершение обгона через сплошную линию, на первый взгляд, ситуация спорная. Фактически, водитель начинает движение на прерывистой, что прямо разрешено, однако, завершает его уже через сплошную линию, что является нарушением законодательства. Учитывая, что заканчивать манёвр придётся всё равно через сплошную, действие можно расценить именно как нарушение действующего законодательства.

Разметка 1.1. (сплошная линия) не может пересекаться транспортом ни при каких обстоятельствах, за исключением экстренных случаев, когда манёвр необходим для того, чтобы избежать ДТП. Даже если манёвр начинается на прерывистой (1.5-1.7, 1.10), завершать его на разметке 1.1. нельзя. Водитель должен рассчитывать свои действия так, чтобы не допустить нарушения.

Каждый тип разметки имеет своё обозначение в ПДД. В зависимости от нанесённого на дорогу обозначения, допускаются определённые манёвры.

1.1. Сплошная линия.

Разметка 1.5

Разметка 1.6

Разметка 1.7

Разметка 1.10

Прерывистая разметка также отличается. В первую очередь, нужно обратить внимание на длину полос. Так, на 1.5 они самые короткие, на 1.6 уже длиннее. Длина нужна, чтобы сориентироваться, как скоро начнётся сплошная линия.

Жёлтая разметка (например, 1.10) используется, как временное обозначение. Если на дороге имеется именно она, то ориентироваться нужно по жёлтому цвету, а не белому.

Все передвижения по проезжей части регулируются посредством Правил Дорожного Движения. Так, правила обгона и опережения определены в параграфе 11. Данный раздел указывает, что перед началом маневрирования водитель должен убедиться в безопасности своего действия.

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам:

7 (499) 938-50-82

Москва;

7 (812) 425-68-16

Санкт-Петербург;

7 (800) 350-14-96

Бесплатный звонок для всей России.

Параграф 9 ПДД определяет расположение транспорта на проезжей части. В пункте 9.1 установлено, что запрещается выезд на встречную полосу, если они разделены разметкой 1.1, 1.3 или 1.11. Соответственно, при наличии таких обозначений, обгон и вовсе не может быть начат.

Юридическая консультация онлайн

Санкция за подобные нарушения определяется на основании статьи 12.15 КоАП РФ, которая предполагает наказание за нарушение правил расположения машины на проезжей части.

Штрафная санкция применяется к нарушителю ПДД в следующем порядке:

  1. Водитель совершает правонарушение, выполняя запрещённый ПДД манёвр в виде завершения обгона по сплошной линии.
  2. Нарушение фиксируется сотрудником ГИБДД.
  3. Транспортное средство водителя останавливается сотрудником ГИБДД.
  4. Сотрудник выписывает протокол о совершении административного нарушения и вручает его лицу.
  5. Водитель подписывает протокол. Если он не согласен с нарушением, то указывает данный момент при подписании.
  6. В ГИБДД формируется дело и передаётся для рассмотрения в суд.
  7. Суд вызывает нарушителя в судебное заседание.
  8. В заседании рассматривается процесс, стороны предоставляют доказательства своих позиций и выражают мнения на счёт вынесения нарушения.
  9. Суд выносит решение о применении санкции за завершение обгона по сплошной линии.

Внимание! Окончательное решение выносит только суд! Сотрудник ГИБДД не вправе применять санкцию, так как одно из возможных наказаний – лишение права управления транспортными средствами.

Если водитель согласен с нарушением, он может выразить данный факт в заседании. При этом он вправе просить о применении более мягкого наказания, то есть денежного штрафа, а не лишения прав. Если иных проступков со стороны водителя нет, а он свою вину признаёт, то суд, с большей долей вероятности, пойдёт навстречу и применит именно финансовое наказание.

Если штраф за завершение обгона по сплошной линии фиксируется в помощью камеры видеофиксации, судебное заседание не назначается. Лицо получит постановление по почте, но может попытаться обжаловать его в судебном порядке. Для отмены протокола потребуются существенные доказательства.

ПДД запрещают перемещение транспортных средств по сплошной либо заезд на данную линию. Такие действия трактуются, как выезд на встречную полосу, и жестко пресекаются. Споры между водителями и полицейскими по поводу того, действительно ли автомобилисты нарушают ППД в случае пересечения сплошной линии разметки при завершении маневра, объясняются двумя причинами:

  • непониманием, как трактуются соответствующие нормы КоАП;
  • повреждением (стиранием) дорожных линий.
Предлагаем ознакомиться  Двойная сплошная в городе

Общий порядок, закрепленный постановлением пленума Верховного суда, следующий: если автомобилисты выехали на встречную полосу на прерывистой линии, но закончили обгон на сплошной — это прямое нарушение ПДД. Такая трактовка объясняется тем, что водители несут полную ответственность за собственные действия на дорогах. То есть, управляя транспортным средством, человек обязан:

  • постоянно следить за ситуацией на дороге;
  • самостоятельно оценивать дистанцию между соседними автомобилями;
  • избегать действий, способных привести к аварии.
Завершение обгона на сплошной линии

Выезд на встречную полосу при наличии сплошной линии жестоко карается законодательством РФ.

Это означает, что если начал обгон на прерывистой, водитель должен заканчивать маневр до появления сплошной и вернуться в свою полосу.

Применительно к рассматриваемому случаю ППД устанавливает три возможных варианта линии разметки, наносимой на проезжую часть:

  • сплошная;
  • прерывистая;
  • предупредительная.

Последняя сигнализирует водителям о скором появлении сплошной. То есть, если обгон начат на прерывистой, и появилась предупредительная линия, необходимо вернуться в прежнюю полосу движения. Данное правило распространяется и на случаи, когда совершается маневр рядом с тихоходным транспортом (трактор и иное), который обязан открывать дорогу для других видов автомобилей.

Завершение обгона на сплошной линии

Для завершения маневра при обгоне до появления сплошной должно быть достаточно места. И это также должен оценивать автомобилист.

Завершение обгона на сплошной линии

Причем даже отсутствие предупредительной разметки не всегда позволяет избежать штрафных санкций.

Завершение обгона на сплошной линии

Водитель не должен завершать манёвр пересечением сплошной линии разметки.

Порядок и условия совершения обгона регулируются разделом 11 ПДД. В правилах дорожного движения также определены сведения, касающиеся особенностей нанесения разметки (место, тип, цвет и другое). Аналогичная информация содержится в статье 12.15 КоАП. А в пункте 4 указанного раздела Кодекса приводятся сведения о наказаниях за случаи, когда водитель не успел завершить обгон до появления сплошной.

Завершение обгона на сплошной линии

пункт 4 статьи 12.5 КоАП

Маневр на сплошной выполнять запрещено, вне зависимости от сложившихся на дороге обстоятельств, в том числе и при:

  • обгоне транспортных средств, включая тихоходные;
  • повороте на смежную дорогу;
  • возникновении препятствий.

Последний пункт означает следующее: если перед автомобилем возникает препятствие, водителю необходимо повернуть в сторону, противоположную встречному движению (даже если придется выехать на обочину).

Единственный случай, который не карается штрафами, если водители завершили обгон на сплошной, — когда машина движется по узкой дороге, со стертой или плохо различимой из-за грязи либо иных факторов разметкой. Также в ПДД предусматриваются две ситуации, когда подобные действия не являются правонарушением:

  • обе полосы располагаются вместе, а машина совершает разворот либо въезжает на стоянку или выезжает с парковки;
  • автомобиль движется со двора и поворачивает налево (по ходу движения остального транспорта).

Как реагировать на действия полицейского при составлении протокола?

Если водитель после окончания прерывистой пересек сплошную разметку, и это действие зафиксировал сотрудник ГИБДД, рекомендуется:

  • не препятствовать фиксации правонарушения;
  • обосновать причину, почему был совершен выезд в нарушение правил дорожного движения;
  • привести убедительные доказательства того, что иначе совершить маневр было невозможно;
  • сфотографировать место происшествия;
  • написать «Не согласен» в полицейском протоколе, если автомобилист планирует оспаривать решение.
Завершение обгона на сплошной линии

При фиксации нарушения ГИБДД необходимо обосновать причины совершения маневра инспектору.

Ответственность за завершение обгона по сплошной линии

Завершение обгона на сплошной линии

Статья 12.15  КоАП определяет санкции за нарушение расположения машины на проезжей части. Однако, конкретное наказание будет зависеть от обстоятельств дела. Ситуации могут быть следующими:

  1. Выезд был осуществлён через прерывистую линию, то есть, когда это допускается действующим законодательством. Возвращение на исходную полосу стало невозможно из-за внезапно появившегося препятствия, которое не могло быть замечено ранее. Применяется часть 3 статьи, санкция – штраф от тысячи до полутора тысяч рублей.
  2. Какое-либо препятствие отсутствует, то есть, пересечение сплошной разметки при обгоне – полностью вина водителя. В таком случае применяется более строгое наказание, соответствующее части 4 статьи 12.15, а именно – штраф в пять тысяч рублей или лишение прав от четырёх месяцев до полугода.

На практике возникает множество трудностей, связанных с идентификацией завершения обгона через сплошную линию сотрудниками ГИБДД. Чаще всего они даже не пытаются разобраться, имеется ли вина нарушителя в невозможности вернуться на свою полосу, поэтому сразу применяют пункт 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Несомненно, это неправильно, поэтому такие действия могут быть оспорены в судебном порядке.

Штрафные санкции

Пересечение сплошной линии, вне зависимости от причин совершения этого деяния, карается штрафными санкциями.

Предлагаем ознакомиться  Организация дает беспроцентный займ другой организации

Мнение эксперта

Миронова Анна Сергеевна

Юрист и адвокат по автомобильному праву. Специализируется на административном и гражданском праве, страховании.

Если водитель начал маневр на прерывистой, а закончил на сплошной линии, то в отношении автомобилиста составляется протокол о нарушении ПДД. За такое противоправное действие полагается штраф в размере 5 тысяч рублей. При повторной фиксации данного правонарушения на дорожные камеры накладываются аналогичные санкции.

Если действия водителя создавали опасную ситуацию либо привели к аварии, то вместо штрафа изымаются права сроком на 4-6 месяцев. При повторном нарушении ПДД документ изымают на год.

Вне зависимости от причин наложения штрафных санкций, граждане вправе обжаловать решение полицейского в суде. Основным доказательством для вынесения положительного для автомобилиста решения являются нарушения, совершенные дорожными службами при нанесении разметки, либо наличие загрязнений на поверхности последней. В подобных случаях суд нередко не наказывает за обгон.

Лишение прав

Самое строгое наказание за завершение манёвра обгона через сплошную линию – это лишение права управления транспортными средствами. Применяется санкция в двух случаях:

  • на основании части 4 статьи 12.15, если возврат на свою полосу невозможен вовремя по вине водителя;
  • на основании части 5 статьи 12.15, то есть при повторном нарушении пункта 4.

В первом случае срок лишения составит от четырёх месяцев до полугода, а во втором уже – до одного календарного года.

Что делать водителю в случае назначения штрафа?

В момент вынесения протокола, водитель, который не согласен с данный фактором, может выразить своё несогласие при подписании документа. Для этого на бумаге есть свободное место, на котором, перед подписью, нужно указать «с протоколом не согласен».

Игнорировать подписание не стоит, это не приведёт к положительным последствиям, скорее наоборот. В случае отказа, протокол будет подписан при понятых, которые подтвердят факт уведомления нарушителя. После этого документ будет направлен водителю почтой.

При несогласии с нарушением, следует подготовить доказательства своей позиции. Стоит помнить, что сотрудник ГИБДД обязан показать запись нарушителю (ст.25.1 ч.1 и 28.1 ч.4) и в суде она должна быть просмотрена сторонами. В качестве собственных доказательств можно представить запись видеорегистратора, а также с иных камер, например, рядом располагающихся магазинов. Не возбраняется вызов свидетелей, но видеозаписи будут более весомыми.

Водитель также может попытаться смягчить наказание, переведя его из части 4 в часть 3 статьи 12.15 КоАП РФ. Сделать это можно, доказав, что манёвр начинался на прерывистой линии и не был закончен вовремя, так как водителю помешало препятствие, которое не могло быть замечено ранее. Сделать это можно также с помощью записей и свидетелей.

При остановке водителя сотрудником ГИБДД и вынесении протокола о завершении обгона через сплошную линию, водитель пользуется стандартными правами, указанными в Приказе МВД России от 23.08.2017 года №664, а также в некоторых иных актах:

  • Не покидать транспортное средство (пункт 89).
  • Узнать причину остановки (пункты 84, 89, 91).
  • Объяснить действия сотрудников ГИБДД и не давать собственных показаний (пункты 51 м 132).
  • Снимать сотрудника ГИБДД на камеру. Данный момент зафиксирован в ином правовом акте, а именно – в законе «О полиции», статье 8.
  • узнать телефон дежурной части (пункты 45 и 52 Приказа МВД);
  • изучить протокол и постановление, а также получить копии документов (пункты 134, 151, 168, 211);
  • не подписывать протокол, а также указывать в нём свои разногласия (статьи 28.1.1. и 28.2 КоАП РФ);
  • не отдавать водительское удостоверение до судебного решения (пункт 221).

Чаще всего водители обращают внимание на право выражать свои разногласия при подписании протокола о назначении штрафа за завершение обгона по сплошной линии. Данный момент может быть полезен, так как пойдёт на пользу при рассмотрении дела в суде. Если сразу выразить согласие, придётся доказывать в суде, что это было произведено под влиянием обмана или в стрессовой ситуации.

Есть ли скидка на штраф за завершение обгона по сплошной линии?

Некоторые административные штрафы могут быть оплачены с пятидесятипроцентной скидкой. Об этом говорит часть 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ. Эта же норма устанавливает перечень нарушений, которые не могут быть оплачены меньше установленного протоколом размера.

Завершение обгона на сплошной линии

Среди исключений числится пункт 5 статьи 12.5 КоАП РФ, предусматривающий санкцию за повторное нарушение. Пункты 3 и 4 в норме не указываются, соответственно, штраф за завершение обгона через сплошную линию разметки, совершенное первично, может быть оплачен с пятидесятипроцентной скидкой.

Предлагаем ознакомиться  Куда можно списать 94 счет

Логично предположить, что уменьшение стоимости применяется только в том случае, если суд использует именно штраф. Срок лишения прав за завершение обгона через сплошную не может быть изменён иначе, чем на основании отдельного судебного акта.

Обжалование

Если выносится штраф на основании пункта 3 статьи 12.5 КоАП РФ, обжаловать его можно двумя способами:

  1. Через вышестоящий орган. Например, областное отделение ГИБДД.
  2. Через суд.

Два варианта действий допускаются, так как штраф выносится непосредственно сотрудником ГИБДД. На практике же, чаще всего, применяется пункт 4 этой же статьи, в таком случае дело рассматривается только судом.

Обжаловать штраф, вынесенный судом, можно только в апелляционном порядке, то есть в вышестоящий суд. Первичное решение принимается Мировым судьёй, соответственно, обжалование будет реализовываться через районный или городской суд.

Порядок обжалования штрафа за завершение обгона через сплошную линию разметки будет следующим:

  • получить судебное постановление о назначении административного наказания;
  • подготовить апелляционную жалобу;
  • подать жалобу через суд, который выносил постановление, но на имя вышестоящего суда;
  • дождаться назначения заседания;
  • явиться в суд на заседание и выразить свою позицию.

Вышестоящий суд не будет принимать новых доказательств. Он лишь оценит, правильно ли суд первой инстанции выполнил свою работу, все ли обстоятельства и должным ли образом оценил, верно ли применил правовые нормы.

Как избежать назначение штрафа за завершение обгона по сплошной линии?

Избежать штрафа за пресечение сплошной при завершении обгона можно, доказав собственную невиновность. Если сотрудник ГИБДД указывает на нарушение, нужно поинтересоваться, имеется ли видеозапись нарушения. Он обязан её предоставлять (ст.25.1 ч.1 и 28.1 ч.4) и при её отсутствии велика вероятность того, что водитель будет отпущен из-за отсутствия доказательств.

Есть возможность не избежать наказания, но снизить его, доказав, что возврат на свою полосу не был осуществлён ранее из-за действий третьих лиц или непредвиденных препятствий. Доказать это можно в суде, ходатайствовав о переквалификации деяния на пункт 3 статьи 12.15 КоАП РФ.

Судебная практика

Чаще всего, практика по подобным делам – не на стороне водителя. Доказать, что манёвр не был завершён вовремя по вине третьих лиц, достаточно трудно. ПДД чётко предписывают необходимость держать дистанцию и рассчитывать расстояние и время для каждого конкретного манёвра.

Так, Постановление по делу № 4А-11/2019 от 27 февраля 2019 мирового судьи судебного участка №142 Кошкинского судебного района Самарской области подтверждает данный факт. Гражданин В. был признан виновным в совершении правонарушения на основании части 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Гражданин В. попытался обжаловать решение вплоть до Надзорной инстанции, но ему было отказано.

Есть и иные ситуации. Так, Постановление Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 декабря 2013 г. по делу № 4А-255/2013 отменило решение судов предыдущих инстанций и освободило лицо от ответственности по статье 12.15, части 4. Суд сослался на отсутствие на дороге разметки в начале манёвра, а суды предыдущих инстанций данный факт проигнорировали.

Нюансы

Завершение обгона на сплошной линии

Завершение обгона по сплошной – спорная ситуация, которая требует дополнительного анализа и внимания. Подобные случаи возникают на практике достаточно часто, и почти всегда суды не на стороне граждан.

Полагается, что водитель должен заранее предусмотреть, когда закончится прерывистая и учесть действие знаков, собственную скорость, скорость прочих транспортных средств и иные факторы.

На практике возникает множество нюансов, на которые необходимо обратить внимание:

  • Водитель должен учитывать, в первую очередь, разметку – чем длиннее линии прерывистой, тем ближе сплошная.
  • Если возврату на свою полосу мешает препятствие, то нужно пытаться изменить квалификацию с части 4 на часть 3 статьи 12.15.
  • В качестве доказательств идеально подходят записи с видеорегистраторов, однако, суд будет оценивать все факторы в совокупности.
  • Сотрудники ГИБДД чаще всего попытаются квалифицировать деяние по части 4. В протоколе необходимо указать на своё несогласие с формулировкой. Далее, оспаривание производится в судебном порядке.
  • Оспорить судебное постановление можно в апелляционном порядке. Первичное решение выносится через мировой суд, а обжалование – городской или районный.

Практика по подобным делам достаточно разнообразна. Однако, чаще всего суды встают на сторону ГИБДД. Поэтому строго не рекомендуется начинать манёвр, если есть вероятность не вернуться на свою полосу движения до окончания прерывистой линии. Пресечение сплошной – это всегда нарушение, отличаться может лишь часть статьи, по которой производится квалификация.

Автор статьи: Александр Ногин

Юрист. Занимается частной практикой. Опыт работы с государственными органами, в том числе ГИБДД. Регулярная судебная практика по гражданско-правовому и административному направлению.

Автор статьи: Александр Ногин