Что представляет собой резервирование участка

Резервирование земельного участка – это наложение ограничения на использование надела собственником в связи с высокой вероятностью дальнейшей ее эксплуатации во благо страны. Территория считается забронированной лишь после регистрации в Росреестре факта закрепления земли за государством.

Ограничение может распространяться на земли, принадлежащие частным лицам. Это вступает в противоречие с Конституцией, ведь частная собственность в РФ неприкосновенна. Тем не менее, данная норма не действует, когда речь идет об экономической безопасности либо обороноспособности государства.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Органы власти, бронируя конкретный надел, обязаны уведомить его владельца о том, что на этом участке планируется проведение определенных работ.

Далее выполняется оценочная экспертиза. По ее окончании земля считается предварительно зарезервированной. Этот статус она утратит в одном из двух случаев:

  • начнется процедура выкупа участка;
  • исчезнет потребность в резервировании в результате пересмотра стратегических планов.

При этом необходимо учитывать установленный максимальный срок бронирования надела.

Для чего государство резервирует землю

Существует немало причин для госрезервирования, поэтому каждому владельцу земли нужно быть готовым к тому, что процедура бронирования надела может начаться в любой момент. Список основных причин указан в ст.49 ЗК РФ:

  1. Основания, связанные со строительством либо реконструкцией:
    • инженерных систем горячего и холодного водоснабжения, газо- и электроснабжения:
    • линейных объектов, обеспечивающих функционирование субъектов естественных монополий и космической отрасли;
    • объектов инфраструктуры авто- и Ж/Д транспорта;
    • объектов безопасности государства и обороны страны;
    • энергетических систем и объектов использования атомной энергии.
  2. Основания, связанные с выполнением принятых Россией обязательств по межгосударственным договорам.

Резервирование также необходимо при создании водохранилищ, организации природоохранных зон, оборудовании специальных объектов, формирующих инфраструктуру ОЭЗ (Особой экономической зоны).

Современные тенденции роста инфраструктуры государственной или территориальной принадлежности требуют повышения эффективности использования ресурсов, в том числе и земель. Одним из инструментов регулирования данного вопроса является ограничение прав на землю или резервирование земель.

  1. Наличие договоров, заключенных на международном уровне, выполнение которых требует изъятия определенных земель.
  2. Возведение, восстановление или перестройка следующих объектов федерального или регионального значения:
  • систем государственного энергетического комплекса;
  • объектов, вырабатывающих или использующих атомную энергию;
  • сооружений и прочих объектов, участвующих в обеспечении безопасности государства. Их предназначение может быть как оборонным, так и охранным. В число таких объектов входят коммуникации, инженерные и технические сооружения, а также линии связи, используемые в зонах пограничного федеративного контроля;
  • транспортной и железнодорожной инфраструктуры специального и общественного пользования, линий и сооружений связи;
  • объектов, используемых в космонавтике и космической деятельности;
  • объектов, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;
  • коммунальных систем и их составляющих, а именно: объектов газо-, электро- и теплоснабжения, подачи холодной и горячей воды, водоотведения;
  • автомобильных развязок и полотен.
  1. Решение о резервировании земельного участка принимается уполномоченным на это органом. Основанием для создания данного правового документа являются: акт об ограничении зон размещения государственных объектов; документы по планированию территории; программа по использованию недр и их изучению. В решении о резервировании надела оговариваются цели, сроки и необходимые ограничения прав на участок. При его составлении используются данные кадастра недвижимости.
  2. К решению прилагаются схемы резервируемых площадей, список кадастровых номеров наделов, находящихся на территории, подлежащей резервированию.
  3. После принятия, решение должно быть обнародовано. Для этого его размещают на официальных региональных ресурсах и в средствах массовой информации. Документ начинает действовать с момента публикации/обнародования.
  4. Данные о наделах, подлежащих действию ограничений, указанных в решении о резервации, передаются органам, ответственным за их внесение в кадастровый реестр недвижимости.
  • строительство на участке каких-либо объектов, в том числе жилых домов и сооружений, соответствующих целевому назначению земельного участка;
  • проведение работ, направленных на улучшение свойств почвы;
  • организация на территории участка искусственных водоемов и других похожих объектов.
Предлагаем ознакомиться  Обзор автомобилей с площадки автоконфиската

Что значит резервирование земель для государственных нужд

Другие ограничения устанавливаются соответствующими федеральными законодательными документами.

О принятии решения об ограничении прав на надел собственник такового уведомляется письменно, также данная информация размещается на официальных сайтах и в печатных источниках местного назначения.

Заключение

Резервирование наделов может производиться только в случае отсутствия других возможностей для возведения или модификации объектов, указанных в соответствующем перечне. Процедура заключается в следующем:

  1. В соблюдении всех пунктов, указанных в порядке резервирования.
  2. В ограничении прав на площадь.
  3. В последующем изъятии надела.

Список законов

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Как проводится резервирование земель

Порядок резервирования земельных участков для муниципальных нужд регламентирует постановление Правительства №561 от 22.07.2008. Согласно этому документу, правом принимать решение о переводе участка в резервный фонд наделен орган исполнительной власти местного, регионального или федерального уровня по месту расположения объекта.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

Решение принимается на основе данных из государственного кадастра недвижимости. Следовательно, бронирование земли недопустимо, если надел не поставлен на кадастровый учет, не имеет индивидуального номера и паспорта.

Для перевода земли в резервный фонд предусмотрена подача документов:

  • по планированию территории, если надел предназначен для возведения природоохранных сооружений либо объектов обороны и безопасности;
  • содержащих сведения о границах зон предполагаемого размещения объектов на зарезервированной территории;
  •  подтверждающий факт бронирования надела в соответствии с госпрограммами, целью которых является рациональное использование территории и изучение недр.

После рассмотрения документов уполномоченный орган оформляет бронирование территории в виде отдельного акта. В нем содержатся:

  • сведения о целях резервирования;
  • предельные сроки окончания процедуры;
  • перечень документов, с учетом которых осуществляется бронирование;
  • кадастровые номера всех наделов, находящихся в границах резервируемой территории.
Предлагаем ознакомиться  Ликвидационная комиссия при ликвидации ООО: обязанности, полномочия, состав

Окончательно ограничение прав на бронируемые наделы с последующей их постановкой на госучет оформляется путем направления вышеперечисленных бумаг в Госреестр. Данное решение обретает силу только после публикации в региональных СМИ.

Допустимые сроки резервирования земли

В ст.70.1 ЗК РФ сказано, что:

  • земли для муниципальных и государственных потребностей могут бронироваться на срок, не превышающий 3 года;
  • земли, находящиеся в собственности властей федерального или местного уровней, и те, на которых планируется создать ОЭЗ, резервируются на срок до 2 лет. Для этого в заявке на бронирование следует указать решение высшего органа государственной власти административно-территориальной единицы РФ;
  • на срок до 20 лет можно резервировать участки, находящиеся в собственности властей федерального или местного уровней для строительства и реконструкции:
    • автомагистралей федерального значения;
    • пересадочных узлов метрополитена;
    • объектов воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта и так далее.

Права владельцев участков

Что значит резервирование земель для государственных нужд

Хотя использование земель призвано решать проблемы государственного или регионального уровня, это не отменяет требование обеспечить защиту интересов собственников резервируемых участков.

Однако это не распространяется на неприватизированные наделы. Их владельцы сталкиваются, как правило, со следующими ограничениями:

  • приватизировать зарезервированные земли нельзя;
  • не допускается строительство объектов коммерческого назначения и жилых зданий, поскольку их стоимость в случае изъятия, скорее всего, компенсирована не будет;
  • запрещается возводить ирригационные сооружения, предназначенные для производства мелиоративных работ, и иные объекты.

В случае возникновения убытков от резервирования земельного участка, его владелец может подать исковое заявление на их возмещение в судебную инстанцию.

Реквизиция земли

Реквизиция выступает в качестве одного из оснований для изъятия у собственника имущества. От конфискации она отличается тем, что:

  • применяется в принудительном порядке не как картельная мера, а только по причине возникновения острой необходимости;
  • процедуре присущ возмездный и временный характер.

Реквизиция земельного надела производится на основании опубликованного Правительством РФ заявления о возникновении в конкретном регионе страны чрезвычайных ситуаций или решения, принятого уполномоченным органом.

Цель проведения процедуры – защита людей, общества и государства от негативных последствий бедствий. Понесенные человеком расходы компенсируются из госбюджета.

О правилах застройки и использования земель

В контексте рассматриваемого вопроса полезно ознакомиться с Правилами застройки и землепользования (далее ПЗЗ). Согласно Градостроительному Кодексу, ПЗЗ – это документ градостроительного зонирования, утверждаемый органом местного самоуправления. Он устанавливает:

  • градостроительные регламенты;
  • территориальные зоны;
  • порядок применения и внесения в документ дополнений и изменений.

Территория муниципального образования, в соответствии с ПЗЗ, подразделяется на зоны различного предназначения:

  • жилые,
  • производственные,
  • общественно-деловые и так далее.

Для любой из зон определяются виды разрешенного использования объектов капстроительства и земельных участков. Например, территория может вообще не подлежать застройке.

Процедура изъятия наделов для государственных и муниципальных нужд

Участки, предназначенные для удовлетворения нужд муниципалитета либо государственных руководящих структур, резервируются на промежуток, не превышающий трёх лет. Участки, принадлежащие муниципалитету и государству и упоминающиеся в заявке высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, предназначенные для организации отдельной экономической зоны России, резервируются максимум на два года.

Предлагаем ознакомиться  Как правильно составить правила внутреннего трудового распорядка

Земельным кодексом (статья 70.1) установлено, что резервирование выполняется в ряде ситуаций:

  1. Земли требуются для выполнения международных обязанностей России перед другими государствами.
  2. На землях должны быть размещены объекты муниципальной либо государственной значимости из-за невозможности построить их в других местах. К этим объектам следует отнести:
    • строения энергосистем региональной либо федеральной значимости;
    • сооружения по обеспечению безопасности государства;
    • строения отрасли путей сообщения, связи, транспорта региональной либо федеральной значимости;
    • сооружения, предназначенные для ведения деятельности «космического» направления;
    • объекты отрасли снабжения населения и предприятий водой, теплом, газом, электричеством.

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд выполняется в порядке, рекомендованном положением №561 (22.07.2008). Этапы резервирования:

  1. Оформление ходатайства о резервировании земель. Ходатайство направляется на рассмотрение главе муниципалитета либо руководителю субъекта РФ.
  2. Принятие решения о резервировании участка. Решение выносится на основании следующих документов:
    • справок, в которых указывается планировка участка;
    • по территориальной планировке — в ситуациях, когда будет создаваться охраняемый природный объект либо размещаться объект охраны и безопасности государства;
    • государственной программы по геологическому изучению почвы и недр и их дальнейшему рациональному использованию.
  3. Подготовка решения. Оно составляется на основе информации, полученной с госкадастра недвижимости. В оформляемом акте должна указываться следующая информация:
    • цели и периоды резервирования земель;
    • реквизиты справок, являющихся основой для резервирования;
    • ограничения прав на зарезервированные земли;
    • время и место, в котором проходило ознакомление заинтересованных граждан со схемами участков.
  4. Публикация принятого решения официальными СМИ того округа, на территории которого расположены резервируемые земли. После публикации решение обретает силу.
  5. Орган, принимавший решение, отправляет копию документа и схему участка в Росреестр.
  6. Государственная регистрация ограничения прав. Она выполняется на протяжении 10 дней после поступления необходимой документации.

Заключение

Резервирование земельного участка

Подводя итоги статьи нужно выделить несколько важных моментов:

  1. Минимальный период резервирования земельного участка – 2 года, а максимальный – 20 лет.
  2. Решение о резервировании обретает силу после его публикации в СМИ.
  3. По окончании периода резервирования, земельный участок исключается из перечня зарезервированных.

Список законов

Земельные участки могут изыматься в принудительном или добровольном порядке. Последний вариант предусматривает заключение соглашения о выкупе надела между уполномоченным представителем муниципалитета и собственником.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

При определении стоимости участка в учет принимается:

  • рыночная цена;
  • сумма понесенных владельцем убытков по причине переезда на другое место;
  • стоимость расположенного на земле имущества.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Срок, в течение которого орган местной власти обязан уведомить правообладателя об изъятии, не превышает 1 неделю с момента принятия решения по этому вопросу. В проекте договора о выкупе участка должна быть указана предполагаемая стоимость.

На изучение нюансов владельцу земли отводится 3 месяца. Передача надела муниципалитету или государству раньше указанного промежутка времени может осуществляться только с согласия собственника.